Хватова Вероника
Сюжетно-ролевые игры в воспитании нравственных качеств дошкольников в старшей группе
Сюжетно- ролевая игра «Дочки-матери»
Задачи:
- побуждать детей к коллективной игре;
- развивать навык распределять роли;
- формировать умение объединять в один сюжет разные сюжетные ситуации;
- побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в воспитании нравственных качеств дошкольников в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Предварительная работа: чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребёнке.
Оборудование: куклы, кровать
Ход игры:
Куклы посажены так, чтобы каждый мог взять. Столы расставлены к стенкам. На одном столе расположен в коробках каждый вид предметов отдельно: простынки, пододеяльники, подушки, чашки, ложки, тарелки. На другом столе коробка с заменителями еды.
Воспитатель : Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на куклы). Воспитатель машет палочкой и говорит: "Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму (папу)". Дети кружатся.
Воспитатель : Ваши дети сейчас в детском саду, вы приехали их забирать.
Воспитатель : Итак, мамы и папы, куда мы приехали?
Дети: В детский сад.
Воспитатель : Для чего мы приехали в детский сад?
Дети: Забрать своих детей домой.
Воспитатель : Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?
Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем. Воспитатель : Что у вас будет в квартире, чтоб ребенку было удобно? Воспитатель обращается к разным детям.
Воспитатель : Ну что мамы и папы, забирайте своих деток домой, а после выходных ждем вас снова в нашем детском саду. Дети берут кукол.
Воспитатель : Мамы и папы, покажите мне, где у каждого из вас в группе расположен дом. Дети встают на разные места, расположенные в группе.
Воспитатель : Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать. Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную. Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Задачи:
- закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов
семьи;
- развивать интерес к игре;
- побуждать детей распределять роли и действовать согласно принятой
на себя роли, развивать сюжет;
- побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Игровой материал: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, кукла – младенец, различные предметы – заместители.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н. Забила «Ясочкин садик», А. Барто «Машенька», Б. Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя семья» : «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А. Кардашова «Большая стирка».
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла - младенец. Разыгрываются сюжеты :
«Утро в семье»
«Обед в семье»
«У нас в семье – младенец»
«Мама укладывает детей спать»
«Помогаем маме стирать белье»
«Большая уборка дома»
Игровые действия: Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит и т. д. ; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать.
Мама-домохозяйка собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла, гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать.
Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками; даёт советы.
Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается.
Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.