Елена Холева
Сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Младшая группа.
Сюжетно Ролевая игра «Больница»
сентябрь 1. Беседа о том, кто был в больнице, что там делал, что видел.
2. Рассматривание иллюстраций, отражающих действия врача (рассматривает горло, зубы, прослушивает и т. д.)
октябрь 1. Экскурсия в мед. кабинет.
Цель: развивать познавательный интерес детей, показать, как м/с (врач) использует различные инструменты (фонендоскоп, градусник, шприц).
2. Совместная игра.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
Цель: дать образец использования различных инструментов, образец общения врача с пациентом. обогащать игровой опыт.
ноябрь 1. Чтение Н. Турчина «Человек заболел»
Цель: подчеркнуть значимость профессии врача, воспитать уважение к труду врача.
2. Совместная игра
Цель: учить детей устанавливать связь между атрибутами и названиями роли, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.
декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь?»
Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты.
2. Совместная игра.
Цель: учить детей принимать роль врача, выполнять несколько последовательных игровых действий, ставить игровые цели.
январь 1. Чтение стих. К. Чуковского «Айболит» (отдельные главы). Рассматривание иллюстраций.
Цель: дать представление о том, что врач очень добрый, он помогает всем больным (лечит зубы, ушки, животики и т. д.).
2. Совместная игра.
Цель: учить детей ставить для себя игровые цели в соответствии с принятой ролью, активизировать опыт детей.
февраль 1. Экскурсия в мед. кабинет.
Цель: расширять знания о проф. действиях врача: проводит осмотр – прослушивает, измеряет температуру, взвешивает, осматривает горло, язык.
2. Совместная игра «Осмотр игрушек».
Цель: закреплять полученные знания, расширять игровой опыт детей, продолжать учить ставить игровые цели в связи с принятой ролью врача.
март Игра – диалог «Врач приглашает клиентов».
Цель: развивать речевую активность детей в связи с принятой ролью.
апрель 1. Д/и «Помогите доктор».
Цель: помочь детям усвоить формы речевого этикета, совершенствовать умение высказывать свои мысли.
май 1. Создание игровых ситуаций, побуждающих детей к ролевому взаимодействию, в основе которой лежит ролевой диалог.
Цель: учить детей, играющих вдвоем и выполняющих разные, но взаимосвязанные роли, разворачивать диалог между собой.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
сентябрь 1. Беседа о том, кто был в магазине, что там видел.
Цель: выяснить представления детей о работе магазина, профессии продавца.
2. Рассматривание картин «В магазине».
Цель: знакомить детей с понятиями: прилавок, витрина, товар, покупатели.
октябрь 1. Экскурсия в магазин.
Цель: знакомить со спецификой работы продавца, обратить внимание на нравственный смысл труда продавца, рассмотреть работу весов, что можно взвешивать на весах. Знакомить с понятиями товар, деньги.
2. Совместная игра (взяв на себя роль продавца).
Цель: подготовить детей к принятию роли продавца, дать образец общения продавца с покупателем.
ноябрь 1. Д/и «Магазин игрушек».
Цель: развивать игровое партнерство и сотрудничество, помочь применить имеющийся опыт к новым условиям, обогащать игровой опыт детей.
2. Совместная игра (взяв роль покупателя на себя).
Цель: помочь детям осознать себя носителем роли покупателя, учить ставить игровые цели.
декабрь 1. Чтение сих. Тувима «Овощи».
Цель: закреплять знание овощей.
2. Рисование овощей и фруктов (атрибуты в игре).
3. Игра «Овощной магазин».
Цель: расширять знания о специфике работы магазинов. Учить выполнять роль продавца и покупателя.
январь 1. Рассматривание предметов одежды.
Цель: учить различать и называть летнюю и зимнюю одежду, закреплять знания частей одежды (рукава, воротник, карманы). Отмечать цвет и рисунок ткани.
2. Игра «Магазин «Одежда»».
Цель: закреплять умение брать на себя роль покупателя, учить описывать выбранную вещь, называя 1 - 2 детали.
февраль 1. Рассматривание посуды.
Цель: учить различать и называть предметы посуды.
2. Совместная игра.
«Купим новую посуду».
Цель: расширять сюжет игры, обогащать ролевое поведение, учить разворачивать диалог между продавцом и покупателем.
март 1. Рассматривание мебели.
Цель: закреплять знания предметов мебели.
2. Совместная игра «Мебельный магазин».
Цель: учить детей создавать игровую обстановку, ставить игровые цели, обеспечить детям речевую активность, расширять знания о специализированных магазинах.
апрель 1. Рассматривание хлебобулочных изделий.
Цель: уточнить знания детей о хлебобулочных изделиях.
2. Игра «Хлебный магазин».
Цель: учить называть выбранный товар, продолжать учить разворачивать в игре диалог между покупателем и продавцом.
май Д/и «Где можно купить».
Цель: дать представление о том, что в одном магазине может быть несколько отделов. Расширь сюжет игры.
Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»
сентябрь 1. Беседа.
Цель: рассмотреть прически детей, выяснить, кто был в парикмахерской, что там делал, что видел.
2. Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.
Цель: вызвать желание иметь красивую прическу, ухаживать за волосами.
октябрь 1. Экскурсия в парикмахерскую.
Цель: знакомить детей о профессии парикмахера, рассмотреть, что нужно для работы парикмахеру, понаблюдать за профессиональными действиями.
2. Совместная игра (взяв на себя роль парикмахера).
Цель: показать образец общения парикмахера с клиентом, учить выполнять несколько последовательных игровых действий.
ноябрь Знакомство с различными видами расчесок.
Цель: познакомить детей с расческами: массажная, для стрижки, для укладки.
декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь».
Цель: расширять знания о том, что нужно парикмахеру для работы, учить использовать предметы по назначению.
2. Совместная игра (взяв на себя роль клиента).
Цель: учить детей брать на себя роль парикмахера, правильно использовать атрибуты, выполнять несколько последовательных игровых действий.
январь Совместная игра (игровая ситуация - кукол пригласили на праздник).
Цель: развивать умение детей придумывать несложный сюжет, расширять игровой опыт детей, учить ставить игровые цели и выполнять соответствующие игровые действия.
февраль Индивидуальные игры с партнерами - игрушками.
Цель: учить детей выполнять роль за себя и за игрушку, развивать умение придумывать несложный сюжет.
март 1. Рассматривание бигудей.
Цель: показать, как используются бигуди, расширять знания детей о том, что нужно для того, чтобы сделать красивую прическу.
2. Игра «Сделаем куклам красивые прически».
Цель: обогащать игровой опыт детей, учить использовать в игре бигуди, развертывать диалог в игре.
апрель Совместная игра.
Цель: знакомить детей с формами ролевого взаимодействия, обеспечить речевую активность детей, продолжать учить выполнять игровые действия согласно принятой роли «парикмахера».
май Д/и «Угадайте, кто пришел».
Цель: учить по набору предметов узнавать представителей разных профессий, уточнить знания детей о предметах, используемых парикмахером и способах их использования.
«Шоферы»
сентябрь 1. Беседа.
Цель: рассмотреть прически детей, выяснить, кто был в парикмахерской, что там делал, что видел.
2. Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.
Цель: вызвать желание иметь красивую прическу, ухаживать за волосами.
октябрь 1. Экскурсия в парикмахерскую.
Цель: знакомить детей о профессии парикмахера, рассмотреть, что нужно для работы парикмахеру, понаблюдать за профессиональными действиями.
2. Совместная игра (взяв на себя роль парикмахера).
Цель: показать образец общения парикмахера с клиентом, учить выполнять несколько последовательных игровых действий.
ноябрь Знакомство с различными видами расчесок.
Цель: познакомить детей с расческами: массажная, для стрижки, для укладки.
декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь».
Цель: расширять знания о том, что нужно парикмахеру для работы, учить использовать предметы по назначению.
2. Совместная игра (взяв на себя роль клиента).
Цель: учить детей брать на себя роль парикмахера, правильно использовать атрибуты, выполнять несколько последовательных игровых действий.
январь Совместная игра (игровая ситуация - кукол пригласили на праздник).
Цель: развивать умение детей придумывать несложный сюжет, расширять игровой опыт детей, учить ставить игровые цели и выполнять соответствующие игровые действия.
февраль Индивидуальные игры с партнерами - игрушками.
Цель: учить детей выполнять роль за себя и за игрушку, развивать умение придумывать несложный сюжет.
март 1. Рассматривание бигудей.
Цель: показать, как используются бигуди, расширять знания детей о том, что нужно для того, чтобы сделать красивую прическу.
2. Игра «Сделаем куклам красивые прически».
Цель: обогащать игровой опыт детей, учить использовать в игре бигуди, развертывать диалог в игре.
апрель Совместная игра.
Цель: знакомить детей с формами ролевого взаимодействия, обеспечить речевую активность детей, продолжать учить выполнять игровые действия согласно принятой роли «парикмахера».
май Д/и «Угадайте, кто пришел».
Цель: учить по набору предметов узнавать представителей разных профессий, уточнить знания детей о предметах, используемых парикмахером и способах их использования.
Средняя группа
Сюжетно Ролевая игра «Больница»
сентябрь 1. Д/и «Что предмет рассказывает о себе»
Цель: уточнить знания детей о назначении предметов, используемых врачом.
2. Чтение стих. Л. Карташовой «Наш доктор»
Цель: обратить внимание на качества врача, поддерживать интерес к профессии.
октябрь 1. Экскурсия в мед. кабинет.
Цель: понаблюдать за работой врача и м/с. Дать понять, что м/с первый помощник врача.
2. Чтение стих. В. Берестова «Лисица - медсестрица».
Цель: закрепить понятие о том, что м/с лечит больных вместе с врачом.
3. Совместная игра (взяв роль м/с на себя).
Цель: учить различать роль врача и м/с.
ноябрь 1. Рассматривание машины «Скорая помощь».
Цель: познакомить детей с работой «скорой помощи».
2. Совместная игра (взяв роль врача скорой помощи).
Цель: обогащать сюжет игры, вызвать желание играть вместе.
декабрь 1. Д/и «Что было бы?»
(если не было бы врачей).
Цель: учить детей предполагать действия в соответствии с поставленными условиями.
2. Совместная игра.
Цель: учить детей договариваться перед началом игры, распределять роли, передавать характерные особенности персонажей игры.
январь 1. Экскурсия в аптеку.
Цель: познакомить детей с новой профессией: посмотреть, как оформлены витрины, дать понять, что аптекарь действует, как продавец в магазине, только продает не продукты, а лекарства.
2. Игра «Петрушка заболел» (игровая ситуация – врач выписал лекарство, сходить в аптеку за лекарствами).
Цель: продолжать закреплять формы общения через роли. Обогащать сюжет игры.
февраль 1. Чтение произведений о животных. «Усатый - полосатый» С. Маршака. «Про зайчат» Чарушина, «Бимка» Ушинского.
Цель: расширять знания детей о животных, их повадках. Воспитать доброе отношение к животным, желание ухаживать за ними.
2. Игра «Больница для зверей».
Цель: знакомить с новой профессией – ветеринар, учить осуществлять игровые действия согласно принятой роли.
март Игра «На приеме у врача».
Цель: учить отражать в игре различные взаимоотношения; обогащать игровое поведение детей, учить подробно рассказывать, что болит, выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью.
апрель Игра «В детском саду делают прививки».
Цель: обогащать сюжет игры, учить детей подбирать атрибуты к игре, ставить игровые цели, выполнять игровые действия согласно поставленной цели.
май Рассказы детей на тему: «Мы играем во врача». Рассказ воспитателя о том, как дети другого д/с играют во «врача» (с использованием фотографий, иллюстраций, картин).
Цель: закрепить полученные знания о профессии врача, поддерживать интерес к игре.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
сентябрь 1. Беседа.
Цель: выяснить представления детей о специфике работы магазинов, о работе продавцов, кассиров.
2. Совместная игра.
Цель: учить детей создавать игровую обстановку, дополнять недостающими атрибутами, придумывать несложный сюжет.
октябрь 1. Экскурсия в магазин.
Цель: познакомить детей с работой электронных весов: уточнить знания детей о том, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму, дает сдачи, как взвешивает товар продавец. Обогащать игровой опыт детей. Знакомить с понятиями: касса, кассир, кассовый аппарат, чек.
2. Совместная игра (взять на себя роль кассира).
Цель: учить принимать роль кассира, осуществлять взаимодействие (покупатель – кассир – продавец)
ноябрь Беседа.
Цель: выяснить представления детей о том, кто еще работает в магазине кроме продавцов и кассиров. Кто привозит продукты в магазин, кто их разгружает.
2. Совместная игра (взять роль шофера, привозящего товар в магазин).
Цель: расширять игровой опыт детей, обогащать сюжет игры, побуждать к игровому взаимодействию (шофер, грузчик - продавец)
декабрь Игра «Универсальный магазин».
Цель: расширять представления о том, что в магазине много отделов и в каждом отделе 1 - 2 продавца, продолжать учить детей создавать временную игровую обстановку, придумывать сюжет.
январь 1. Чтение стих.
Э. Мошковской «Веселый магазин».
Цель: поддерживать интерес к игре в «магазин», расширять представление о том, что каждому товару соответствует определенная цена.
2. Совместная игра.
Цель: учить детей создавать игровую обстановку, заранее договариваться о цене товара, выполнять правила игры.
февраль Постройка магазина из строителя.
Цель: учить детей создавать игровую обстановку, оформлять витрины.
март 1. Д/и «Магазин игрушек».
Цель: учить детей давать характеристику игрушкам, воспитать культуру общения между продавцом и покупателем.
2. Игровая ситуация «День рождения» (выбор подарков в супермаркете).
Цель: знакомить детей с понятием «Супермаркет». Обогащать сюжет игры новыми целями.
апрель Игра «Выставка вещей».
Цель: учить детей делить вещи по назначению, кто бы мог приобрести набор данных предметов.
май Совместные игры.
Цель: учить детей выполнять правила согласно взятой роли. Обогащать сюжет игр новыми целями, воплощать замысел игры путем решения нескольких игровых задач.
Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»
сентябрь Д/и «Зачем этот предмет».
Цель: учить детей рассказывать о назначении предметов, о том, как парикмахер использует тот, или иной предмет.
2. Рисование «Прически для кукол».
Цель: учить отмечать особенности причесок (стрижка короткая, челка, косички, кудри, цвет волос и т. д.)
октябрь Рассматривание фена.
Цель: познакомить детей с назначением фена, расширять знания детей о предметах, которые используются парикмахером.
ноябрь Совместная игра.
Цель: дать представление о том, что в парикмахерской может быть мужской и женский зал (предложить девочкам пойти в женский зал, мальчикам в мужской зал). Продолжать знакомить со спецификой работы парикмахера: учить осуществлять ролевой диалог.
декабрь Рассмотрение предметов для бритья.
Цель: знакомить со спецификой работы мужского парикмахера (он не только подстригает волосы, но может придавать форму бороде, усам, побрить клиента).
январь Игра «Покрасим куклам волосы».
Цель: расширять знания детей о профессиональных действиях парикмахера, обогащать сюжет игры новыми целями, учить самостоятельно, подбирать атрибуты к игре, создавать игровую обстановку, выполнять правило согласно принятой роли.
февраль 1. Беседа.
Цель: выяснить представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями. Знакомить с понятием «маникюр» и предметами для маникюра.
2. Игра совместная (взяв роль маникюрши).
Цель: знакомить с новой профессией, со спецификой работы, профессиональными действиями.
март Игра «Собираемся на праздник» (сделать красивую прическу, маникюр).
Цель: обогащать сюжет игры, учить детей разворачивать диалог, выполнять взаимосвязанные игровые действия.
апрель Беседа на тему «Зачем нужны парикмахерские».
Цель: обобщить знания детей о работе парикмахерских, учить высказывать свои мысли, предположения. Поддерживать интерес к игре.
май Продолжить поддерживать интерес к игре, развивая самостоятельность в ролевой игре «парикмахерская».
«Шоферы»
сентябрь а также части машин: капот, бампер, кузов.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт».
Цель: учить различать пассажирский, грузовой, легковой транспорт.
октябрь 1. Чтение Н. Чалиевой «Шоферы».
Цель: уточнить знания детей о том, какие грузы можно перевозить на машине, подчеркнуть, что работа шофера трудная, но очень нужная людям.
2. Д/и «Шоферы».
Детям предлагается отремонтировать «поломанные машины» (силуэт, дорисовать, каких частей не хватает. Почему без этих деталей машины не могут ехать?
Цель: познакомить детей с назначением различных частей машины.
ноябрь 1. Рассказ о милиционере – регулировщике.
Цель: показать простые жесты регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Знакомить с новой профессией, расширять игровой опыт детей.
2. Изготовление номеров для машин (наклеивание геометрических форм).
декабрь 1. Наблюдение за проезжающим транспортом.
Цель: выяснить зависимость движения транспорта от работы светофора.
2. Игра – инсценировка «Случай на дороге».
Цель: закреплять знания детей о ПДД, несоблюдение правил водителем опасно для жизни, побуждать переносить полученные знания в игру.
январь Совместная игра «Гараж».
Цель: углубить представления детей о трудовых действиях шофера, о его простейших социальных отношениях с другими людьми. Учить строить гараж для машин. Знакомить с профессией диспетчера (это человек, который дает шоферам задание, куда ехать, что привезти).
февраль 1. Рассматривание машины – рефрижератора. Цель: познакомить детей с тем, как перевозят грузы на дальние расстояния, выяснит, что везут к нам издалека (тропические фрукты, арбузы, дыни, морскую рыбу и т. д.)
2. совместная игра (игровая ситуация – съездить за арбузами и дынями).
Цель: обогащать игровой опыт детей новыми целями, учить распределять роли и выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью (шофер, грузчик, продавец).
март Игра «Шоферы уходят в рейс».
Цель: обогащать сюжет игры, расширять представления детей о том, что может водителям понадобиться в пути, а также о взаимопомощи в дороге.
апрель Организовать игровые ситуации, где дети выполняют роли водителей: скорой помощи, пассажирского транспорта, водителей настройке и т. д.
Цель: обогащать сюжет игры новыми игровыми целями, осуществлять связь с сюжетными различными играми, учить в играх отражать разнообразные взаимоотношения людей.
май См. апрель.
Игра «Почта»
сентябрь Цель: уточнить представления детей о почте, функциях служащих почты. Обогащать игровой и социальный опыт
детей.
октябрь Экскурсия на почту.
Цель: закреплять представления о работе почтового отделения, его функциях, трудовых действиях работников
почты.
ноябрь Д/и «Напишем письмо Петрушке»
Цель: дать образец написания письма, адреса.
Беседа на тему: Путешествие письма»
Цель: уточнить знания детей о том, какой путь проделывает письмо от отправителя до адресата, сколько людей
прикладывают свой труд, чтобы почта попала по назначению.
Воспитать уважение к труду работников связи.
декабрь I. Чтение С. Маршака «Почта»
Цель: закрепить знания о работе почтальона
2. Д/и «Разговор по телефону»
Цель: дать образец разговора по телефону, воспитать культуру общения.
январь Самостоятельные игры
Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровую обстановку, придумывать сюжет игры, переносить в
игру накопленные знания, отражать в игре социальные взаимоотношения людей.
февраль Д/и «Потерялось письмо»
Цель: учить детей обыгрывать предложенную ситуацию, закрепить знания детей о том, какой путь проделывает
письмо от отправителя до адресата, подчеркнуть необходимость ответственности работников связи.
март Привлечение детей к отправлению поздравительных открыток мамам, бабушкам, родственникам.
Цель: учить детей составлять поздравления, уточнить знания о том, чтобы поздравление пришло вовремя,
необходимо послать его заблаговременно.
апрель Игра «Открытие нового почтового отделения»
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный
опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.
май Игра «Открытие нового почтового отделения»
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный
опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.
Старшая группа.
Сюжетно Ролевая игра «Больница»
сентябрь 1. Беседа «Я заболел»
Цель: Расширять и уточнять знания детей о том, что надо делать, когда болеешь, зачем это надо делать.
2. Д/и «Кому, что нужно для работы» (врач, м/c)
Цель: расширять знания детей о работе врача и м/с, о предметах, используемых врачом.
октябрь 1. Экскурсия в мед. кабинет.
Цель: закрепить представления детей о необходимости мед. кабинета. Наблюдение за работой врача и м/с, их общением.
2. Совместное изготовление атрибутов к игре.
Цель: закреплять знания о мед. принадлежностях.
ноябрь 1. С/р игра «Поликлиника» (роль м/с - воспитатель).
Цель: дать образец общения врача и м/с, врача и пациента, учить заботливому отношению к больным. Учить детей самостоятельно распределять роли в игре.
декабрь 1. Беседа и рассматривание иллюстраций «Как оказать быструю помощь больному, если он живет не рядом с больницей» («Скорая помощь, вертолет и т. д.»)
Цель: закрепить знания детей о работе «Скорой помощи».
2. Совместное изготовление атрибутов для «скорой помощи».
январь 1. Игра «Скорая помощь» (при необходимости взять роль врача восп.).
Цель: обогащать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, желание играть вместе, больше внимания уделять взаимоотношениям в игре.
2. Д/и «Что было бы … ?»
Цель: учить детей предполагать действие в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
февраль 1. Беседа и рассматривание иллюстраций на тему «В аптеке».
Цель: расширять знания детей о мед. профессиях (фармацевт и т. д.). Обратить внимание детей на ответственность этой профессии.
2. Объединение игр «Поликлиника - аптека».
Цель: воспитать этику общения, учить отражать в играх разные взаимоотношения. Учить сам. распределять роли. Создавать игровую обстановку.
март 1. Беседа о специализации врача – лор (ухо, горло, нос) специфике его работы.
2. Игра «На приеме у лор - врача».
Цель: расширять знания о специализации врачей; обогащать игровое поведение детей, передавать в игре специфику профессии лор – врача.
апрель 1. Беседа «Как надо беречь зубы».
Цель: закрепить знания детей о том, что нужно делать, чтобы зубы не болели. выяснить, что дети знают о работе врача – стоматолога.
2. Игра «стоматологический кабинет».
Цель: расширять представления детей о работе врача – стоматолога, учить детей создавать временную игровую обстановку, самостоятельно ставить игровые цели.
май Игра «Поликлиника».
Цель: расширить знания детей о том, что в поликлинике принимают пациентов разные специалисты, познакомить с работой регистратуры. Закрепить этику общения и поведения в общественных местах.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
сентябрь Беседа «Что такое магазин».
Цель: уточнить знания детей о специфике работы магазинов, об их назначении, о работе продавцов, кассиров.
октябрь 1. Экскурсия в магазин.
Цель: обратить внимание на общение продавца и покупателя.
2. Игра «Магазин».
Цель: учить детей самостоятельно выбирать специфику магазина, распределять роли, культурно обогащаться в игре.
ноябрь Д/и «Опиши овощи и фрукты».
Цель: учить детей описывать овощи и фрукты, отличать цвет, вкус, форму.
2. Игра «Овощной магазин».
Цель: воспитать культуру общения, учить употреблять в игре вежливые слова.
декабрь 1. Знакомство с новой профессией - директор магазина. Рассказать, что директор организует работу сотрудников, делает заявки на получение товара, обращает внимание на правильность и аккуратность работы.
2. Совместная игра (взяв роль директора магазина).
Цель: дать образец взаимодействия директора с сотрудниками, учить детей выполнять правила игры в соответствии со взятой на себя ролью.
январь 1. Беседа «Откуда привозят товар в магазин».
Цель: знакомить детей с тем, что товары магазин получает с базы, базы как и магазин бывают разные: продовольственные, промышленные, канцтовары и т. д.
2. Совместная игра.
Цель: осуществлять игровое взаимодействие: директор заказывает товар на базе, шофер привозит в магазин, грузчики разгружают, продавцы продают.
Учить воплощать замысел игры путем решения нескольких игровых задач.
февраль Д/и «Что где продают».
Цель: продолжать знакомить детей с многообразием магазинов: продовольственный, промтоварный, книжный, хлебный, кондитерский и т. д. Воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.
март 1. Беседа, «Какие бывают книги».
Цель: расширять представления детей о содержании книг. Книги бывают разные: сказки, научные, кулинарные, школьные учебники и т. д.
2. Игра «Книжный магазин».
Цель: учить создавать игровую обстановку, оформлять витрины книжного магазина с учетом содержания книг. Обогащать сюжет игры.
апрель Совместные игры детей.
Цель: учить детей (3 - 4 человека) выстраивать совместную игру, создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, не нарушая логической последовательности действий.
май См. апрель.
Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»
сентябрь 1. Беседа.
Цель: уточнить знания детей о работе парикмахера.
Д/и «Что возьмет парикмахер для работы».
Цель: закреплять знания детей о предметах и инструментах, используемых парикмахером в работе.
октябрь Игра «Женский зал».
Цель: закреплять и расширять знания детей о специфике работы дамского мастера (стрижка, завивка, окраска волос и т. д., умение распределять роли, выполнять игровые действия, объединенные одним сюжетом.
ноябрь Игра «Мужской зал».
Цель: закреплять и расширять знания детей о специфике работы мужского мастера (подстричь, побрить, придать красивую форму бороде). Учить передавать в игре характерные отношения между людьми, не нарушать логическую последовательность действий.
декабрь Знакомить детей с понятием «химическая завивка».
Цель: обогащать сюжет игры новыми игровыми действиями, расширять знания о профессиональных действиях парикмахеров.
январь 1. Беседа «Косметолог - это кто?»
Цель: дать детям представление о работе косметолога, сравнить с работой врача (лечит кожу лица).
Игра «Косметический салон».
Цель: знакомить со спецификой работы косметолога, профессиональными действиями, знакомить с понятиями: маска для лица, массаж, косметика, макияж.
февраль Игра «Мама с дочкой в парикмахерской».
Цель: расширять сюжет игры, учить в игре передавать взаимоотношения людей, распределять роли до начала игры и на протяжении всей игры придерживаться своей роли, выстраивать совместную игру (3 - 4 ребенка).
март Игра «Салон красоты».
Цель: дать представление о том, что в салоне красоты можно сделать красивую прическу, маникюр, макияж. Продолжать учить распределять роли до начала игры и придерживаться роли на протяжении всей игры, отражать в игре разнообразные взаимоотношения взрослых.
апрель Игра «Детский зал».
Цель: расширять знания детей о работе парикмахера, специфике работы в детском зале. Учить выражать голосом, мимикой общение между взрослым и ребенком.
май Игра «Салон красоты».
Цель: дать детям возможность выбора ролевой игры, развивать самостоятельность, воспитывать коммуникабельность.
Шоферы
сентябрь детей о назначении различных машин, о специфике работы водителей, подчеркнуть необходимость данной профессии.
октябрь Чтение сказки А. Седугиной «Разговор машин».
Цель: предложить подумать: какую машину милиционер пропустил первой, какую второй, третьей и четвертой. Почему?
ноябрь Дидактическая игра.
Цель: закреплять и расширять знания детей о социальных отношениях шофера с другими людьми. Дети с помощью кружков обозначают, кто в определенной ситуации выполняет главную роль, а кто второстепенную (машина едет по дороге – шофер в главной роли, приехал в магазин – продавец отпускает картофель – шофер не в главной роли и т. д.)
декабрь Чтение стих. С. Михалкова «Моя улица».
Цель: расширить и уточнить знания детей о работе милиционера – регулировщика. Обратить внимание детей на значимость данной работы.
Игра
Цель: учить детей в игре передавать характерные отношения между людьми: водитель, пассажиры, регулировщик, создавать цепочку действий объединенную одним сюжетом.
январь Игра «Стройка».
Цель: учить детей задумывать сюжет до начала игры, распределять роли, согласно выбранному сюжету, осуществлять ролевое взаимодействие строители, руководитель стройки, водители машин: водовоз, самосвал, цементовоз.
февраль Игра «Скорая помощь».
Цель: продолжать учить самостоятельно, распределять роли, задумывать сюжет, согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Осуществлять ролевое взаимодействие (врач – больной – водитель «скорой помощи», передавать характерные отношения между людьми.
март Рассматривание машины «Такси».
Цель: познакомить со спецификой работы такси (можно поймать на улице или вызвать по телефону в нужное место, с отличительными особенностями фишки, счетчик. Учить переносить полученные знания в игру.
апрель Беседа на тему «Что у машины внутри?»
Цель: расширять знания детей о том, из чего состоит машина, где можно отремонтировать машину, познакомить с новой профессией автослесарь.
май Беседа «Пассажирский транспорт».
Игры «Мы пассажиры».
Цель: закрепить знания детей о пассажирском транспорте, учить правилам поведения в общественном транспорте, обогащать ролевое взаимодействие.
Сюжетно-ролевая игра «Моряки»
сентябрь I. Рассматривание иллюстраций с изображением
кораблей.
2. Беседа на тему: «Что мы знаем о кораблях?»
Цель: уточнить знания о профессии моряков, о
назначении кораблей.
октябрь I. Рисование на тему «Море»
2. Беседа «Кто работает на корабле»
Цель: расширить знания о том, что на корабле
работают люди разных профессий: как повар,
механики, капитан, боцман, радист, матросы,
каждый выполняет определё нную работу:
закреплять знания о социальных отношениях и
функциях людей на корабле.
ноябрь I. Рассматривание иллюстраций «Обитатели морей»
Цель: знакомить детей с животным миром морей.
2. Игра «Рыбаки»
Цель: знакомить с новой профессией моряков, перед
игрой определить с детьми, что понадобится
для игры. Учить самостоятельно придумывать
сюжет игры, распределять роли, следовать
реальной логике действий изображаемого лица.
декабрь I. Знакомство с профессией водолаза.
Цель: расширять представления детей о людях,
которые работают на море, о необходимости
профессии водолаза.
январь I. Знакомство с профессией спасателей на море.
Цель: расширять знания детей о тружениках морей,
обогащать сюжет игры.
февраль I. Рассматривание картин о военных моряках, беседа по
ней.
Цель: воспитать любовь и уважение к защитникам
Родины, воспитать патриотизм.
2. Игра «Моряки-пограничники».
Цель: учить самостоятельно придумывать сюжет
игры, распределять роли, воплощать замысел
игры путём решения нескольких игровых
задач.
март I. Чтение произведения В. Маяковского «Эта книжечка
моя про моря и про маяк»
Цель: вызвать у детей желание и способность оказывать
людям помощь, воссоздать героический образ в
игре.
Игра «Почта»
сентябрь Цель: уточнить представления детей о почте, функциях служащих почты. Обогащать игровой и социальный опыт
детей.
октябрь Экскурсия на почту.
Цель: закреплять представления о работе почтового отделения, его функциях, трудовых действиях работников
почты.
ноябрь Д/и «Напишем письмо Петрушке»
Цель: дать образец написания письма, адреса.
Беседа на тему: Путешествие письма»
Цель: уточнить знания детей о том, какой путь проделывает письмо от отправителя до адресата, сколько людей
прикладывают свой труд, чтобы почта попала по назначению.
Воспитать уважение к труду работников связи.
декабрь I. Чтение С. Маршака «Почта»
Цель: закрепить знания о работе почтальона
2. Д/и «Разговор по телефону»
Цель: дать образец разговора по телефону, воспитать культуру общения.
январь Самостоятельные игры
Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровую обстановку, придумывать сюжет игры, переносить в
игру накопленные знания, отражать в игре социальные взаимоотношения людей.
февраль Д/и «Потерялось письмо»
Цель: учить детей обыгрывать предложенную ситуацию, закрепить знания детей о том, какой путь проделывает
письмо от отправителя до адресата, подчеркнуть необходимость ответственности работников связи.
март Привлечение детей к отправлению поздравительных открыток мамам, бабушкам, родственникам.
Цель: учить детей составлять поздравления, уточнить знания о том, чтобы поздравление пришло вовремя,
необходимо послать его заблаговременно.
апрель Игра «Открытие нового почтового отделения»
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный
опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.
май Игра «Открытие нового почтового отделения»
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный
опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.
Игра «Библиотека»
сентябрь I. Экскурсия в библиотеку.
Цель: развивать интерес к книге, потребность самостоятельно пользоваться книгой, закреплять представления о
значении книги как источника знаний.
2. Беседа на тему: «Что можно узнать из книги?»
Цель: продолжать развивать интерес к книге, вызывать желание читать.
октябрь Экскурсия в библиотеку.
Цель: познакомить с работой библиотекаря, показать, что на каждого читателя в библиотеке заводится бланк,
куда вносится название книги, которую он берёт. Развивать интерес к профессии.
2. Организовать выставку книг, которые есть в группе.
Цель: продолжать развивать интерес к книге, учить детей кратко рассказывать о чём говорится в книге.
ноябрь I. Подготовка читательских билетов, стендов для книг.
2. Самостоятельная игра
Цель: побуждать в игре при выдаче книг записывать имена читателей (печатать, воспитывать культуру
общения, закреплять навыки вежливости, развивать интерес к письму).
декабрь Игра «Читальный зал»
Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, вежливо общаться друг с другом, соблюдать тишину в
читальном зале, побуждать к пересказыванию текстов.
январь Самостоятельные игры
Цель: воспитать в игре навыки культурного отношения к вещам, любовь к порядку, бережное отношение к
книжкам, как к общественному имуществу (книга – «наша», она для всех, с ней надо обращаться аккуратно,
прочитав, вернуть в библиотеку).
февраль Тематическая выставка на тему: «День защитников Отечества»
Цель: обратить внимание на то, что наша библиотека пополнилась новыми книгами, предложить библиотекарю
познакомить читателей с тематикой новых книг, побуждать детей к пересказыванию текстов.
март Игра «Посещение библиотеки с младшими сёстрами и братьями».
Цель: воспитание у детей чувства симпатии, заботливого отношения к маленьким, развивать чувство долга. Учить
самостоятельно распределять роли, развивать сюжет игры, выполнять ролевые действия согласно
выбранной роли, проигрывать несколько взаимосвязанных ролей.
апрель Выставка «Русские народные сказки»
Цель: развивать интерес к русской национальной культуре, предложить выбрать в библиотеке книги для младших
детей, сходить в младшую группу почитать сказки.
май Игра «Книжная мастерская»
Цель: помочь детям овладеть навыками ремонта книг, выполнять роль мастера, воспитать ответственность детей
за выполнение своей работы.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
(старший дошкольный возраст)
сентябрь Экскурсия в ателье
Цель: знакомить детей со спецификой работы ателье, познакомить с тем, как постепенно создаётся готовое
платье, как слаженно, организованно протекает труд в коллективе. Уточнить знания о том, как проводится
примерка, приём заказов, как работают закройщики, портные.
октябрь I. Знакомство с различными видами тканей и их свойствами.
2. Игра «Как появляется готовое платье»
Цель: закреплять знания детей о процессе шитья одежды, показать, как взрослые распределяют между собой
работу, как им помогают машины.
ноябрь Игра «Закройщики»
Цель: уточнить знания о том, кто начинает шить платье, какие инструменты нужны закройщику для работы.
Познакомить детей с организацией рабочего места в работе с тканью.
декабрь Игра «Швейный цех»
Цель: воспитывать чувство уважения и интереса к труду, формировать представления о значении коллективного
труда, учить детей организовывать совместную игру, воспитывать культуру взаимоотношений в игре.
январь Знакомство с профессией модельера
Цель: уточнить знания детей о том, кто принимает участие в создании предметов одежды. Знакомить со
спецификой работы художников (модельеров, знакомить с понятиями «модель», «манекенщица».
февраль Игра «Шьём платье для кукол»
Цель: учить детей передавать в игре взаимозависимость трудовых процессов, самостоятельно организовывать
игровую обстановку, распределять роль, проигрывать несколько взаимосвязанных ролей, объединённых
одним сюжетом, учить делать выкройку, работать с иголкой.
март Игра «Мастерская по ремонту одежды»
Цель: учить детей воспроизводить в игре последовательную связь между различными видами работы, упражнять
детей в пришивании пуговиц, завязывании узелков, учить работать с иголкой и тканью.
апрель Организация игровых ситуаций
I. Мастерская по пошиву обуви.
II. Мастерская по пошиву головных уборов.
III. Мастерская по пошиву верхней и лёгкой одежды.
Цель: учить в игре передавать взаимоотношения людей, помочь овладеть моральными нормами, которые лежат
в основе труда людей, формировать положительное отношение к труду.
май Продолжить отрабатывать игровые ситуации, формировать правильное взаимоотношение между играющими,
готовить к выполнению трудовых обязанностей.
Подготовительная группа.
Сюжетно Ролевая игра «Больница»
сентябрь 1. Беседа на тему: «Что я знаю о работе врача?»
Цель: уточнить знания о профессии.
2. Рассказы детей из личного опыта: «Как я посещал врача».
Цель: уточнять знания детей о работе врачей разных профилей.
октябрь 1. Экскурсия в мед. кабинет.
Цель: понаблюдать за взаимоотношениями взрослых, а также между врачом и пациентом, поддерживать интерес к игре.
ноябрь 1. Беседа с детьми о назначении различных кабинетов в поликлинике. Кто был, в каком кабинете, какой врач принимал.
2. Игра «Терапевтический кабинет + процедурный».
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку, подбирать атрибуты, обратить внимание на взаимоотношения детей в игре.
декабрь 1. Обыгрывание ситуации «Стоматологический кабинет».
Цель: учить самостоятельно организовать игру, распределить роли, проигрывать несколько взаимодополняющих ролей, связанных общим смыслом (врач, м/с, больной).
январь 1. Игра «Посещение глазного врача».
Цель: расширять знания детей о работе врача – окулиста (лечит заболевания глаз, проверяет зрение, подбирает очки). Помочь освоить отношения между людьми, смысл их деятельности.
февраль 1. Беседа «Травмпункт».
Цель: уточнить знания детей о том, какие бывают травмы, где можно получить травмы, расширять знания детей о работе врача – травматолога.
март 1. Игра «Профосмотр в д/с».
Цель: учить проигрывать несколько взаимосвязанных ролей, объединенных одним смыслом (воспитатели, дети, м/с, врачи - специалисты, развивать интерес к совместным играм.
апрель 1. Беседа «Что у меня внутри».
Цель: уточнить знания детей о внутренних органах и их функциях.
2. Игра «Операционная».
Цель: учить выполнять роль хирурга, самостоятельно организовывать игру, распределять роли, передавать в игре различные взаимоотношения между людьми.
май Самостоятельная игровая деятельность по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему.
Цель: закрепление ролевых взаимодействий между участниками, используя игровой опыт.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
сентябрь Знакомство с деньгами.
Цель: познакомить детей с тем, какие бывают деньги, каково назначение денег, откуда они берутся. Раскрыть главный смысл обращения с деньгами и научить ими пользоваться.
октябрь Беседа «Откуда берутся товары в магазинах».
Цель: помочь детям на доступном уровне осознать взаимосвязь понятий «Труд - продукт - деньги», то что стоимость продукта зависит от его качества.
ноябрь Совместная игра.
Цель: учить детей самостоятельно определять цену товара, отсчитывать деньги согласно ценнику ( например: товар стоит 10р. - из кошелька можно достать одну купюру или 2 по 5 р., развивать мышление, умение считать.
декабрь Игра «Детская ярмарка».
Цель: знакомить детей с понятием «Ярмарка», а также с понятиями «наличная сумма - цена - сдача», учить определять сумму сдачи. Развивать коммуникабельность, мышление, умение считать.
январь Совместная игра
«Купим бабушке подарок».
Цель: учить детей соотносить доход семьи с ценой товара, закреплять понятия «цена» и «наличная сумма», помочь детям понять, что если не хватает денег, то можно купить общий подарок, учить отражать в игре человеческие взаимоотношения.
февраль Знакомство с рекламой.
Цель: познакомить детей с тем, что когда товар произведен, о нем должны узнать все люди. Для этого существует реклама. Познакомить с видами рекламы, с новой профессией -рекламный агент. Учить в игре выполнять роль рекламного агента, развивать коммуникабельность.
март Игра «Выставка -продажа».
Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, давать характеристику новому товару, соотносить цену товара с его качеством, строить совместную игру, углублять знания о профессии рекламного агента.
апрель Самостоятельные игры.
Цель: учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, обговаривать его до начала игры, создавать игровую обстановку, учить объединять несколько игр одним сюжетом, передавать в игре различные социальные взаимоотношения людей.
май Самостоятельные игры.
Цель: учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, обговаривать его до начала игры, создавать игровую обстановку, учить объединять несколько игр одним сюжетом, передавать в игре различные социальные взаимоотношения людей.
Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»
сентябрь Беседа «Средства ухода за волосами».
Цель: познакомить с различными типами волос и средствами ухода за ними, как правильно ухаживать за волосами, чтобы они были красивыми и здоровыми.
октябрь Экскурсия в «Салон красоты».
Цель: показать внешнюю красоту человека, аккуратность, скромность, соответствие прически стилю жизни, намеченному мероприятию. Познакомить с профессией модельер - причесок.
ноябрь Моделирование причесок.
Цель: развивать творческую фантазию, учить в игре использовать полученные знания о профессии модельер причесок.
декабрь Моделирование причесок. Уход за волосами.
Цель: продолжить формировать представление о здоровом образе жизни, красоте человека, как правильно ухаживать за волосами, создавать прически, закрепить знания о профессии.
январь Игра «Салон красоты».
Цель: закрепить знания и умения о деятельности взрослых, ввести принципы смены функций парикмахера и посетителя, реализовать обе позиции и приобретать соответствующий опыт.
февраль Беседа «Средства ухода за кожей».
Игра «Косметический салон».
Цель: показать детям необходимость ухода за кожей, разнообразие средств и способов ухода за кожей.
март Игра «Косметический салон».
Цель: учить самостоятельно организовывать игру, распределять роли, выполнять несколько взаимосвязанных ролей, объединенных одним сюжетом, развивать в игре культуру общения.
апрель Знакомство с новой профессией - визажист.
Цель: познакомить со спецификой работы визажиста, уточнить знания о косметических средствах, познакомить с последовательностью наложения макияжа.
май Игра «Косметический салон».
Цель: расширять выполнение детьми самых разнообразных действий, приобретать соответствующий опыт.
Шоферы
сентябрь системе, есть ли жизнь на планете, как изучается космос, развивать познавательный интерес.
октябрь Беседа «Почему в космос летают на ракете?»
Цель: расширить научное познание о космосе, познакомить с устройством ракеты, как осуществляется запуск ракеты.
ноябрь Беседа «Как осуществить перелет между странами на Земле?»
Цель: расширить представление детей о летающих аппаратах, для чего служат самолеты, их разновидность.
декабрь Беседа «Кто управляет ракетой?»
Игра «Полет в космос».
Цель: расширить выполнение детьми ролей командира и испытателя, закрепить навыки конструирования из строительного материала.
январь Беседа «Почему космонавтов называют героями?»
Игра «Полет в космос».
Цель: расширять диапазон ролевой игры, исследовательская деятельность космоса, связь с Землей.
февраль Беседа «Что можно увидеть из космоса?»
Игра: «Авиация».
Цель: продолжить учить самостоятельно распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров в игре, учить задумывать сюжет до начала игры.
март Игра «Авиация».
Цель: расширить диапазон ролевых игр на примере пассажирского авиалайнера, ввести дополнительные роли, учить.
апрель Беседа «Космос на службе землям».
Цель: дать научное представление о спутниковой связи.
Игра «Космическая станция».
Цель: расширить диапазон ролевых игр в космонавты, ввести новые профессии, учить согласованной игре.
май Игра «Косметическая станция».
Цель: продолжать обогащать ролевое взаимодействие в игре, учить в игре отражать взаимоотношения людей, уметь поменяться ролями.
Сюжетно-ролевая игра «Моряки»
сентябрь Беседа «Труженики моря»
Цель: продолжить формировать представление о
необходимости функционирования моряков флота,
работников мореходства, на основании знаний
детей, провести классификацию кораблей,
транспортном и пассажирском мореходстве, кто
работает на корабле.
октябрь Обыгрывание ситуации «Круиз»
Цель: расширить диапазон игры старшего дошкольного
возраста, обыграть ситуации функциональных
обязанностей команды и пассажиров.
В течении месяца сюжеты предлагают дети.
Предварительная работа по сюжету ролевой игры.
ноябрь Научно-исследовательское судно
(изучение подводного мира)
Цель: расширять представления детей о назначении
различных судов, о людях, работающих на них,
обогащать сюжет игры новыми игровыми целями.
Изготовить панно «Подводный мир»
декабрь Ситуация «Кораблекрушение»
Цель: познакомить детей с профессией радиста,
подчеркнуть необходимость данной профессии на
корабле, настойчивость и трудолюбие радиста,
возбуждать у детей интерес к судьбам людей,
которым необходима помощь.
январь Чтение рассказа С. Сахарова «Два радиста»
Цель: познакомить детей с профессией спасательного
судна, поискового вертолёта, учить передавать в
игре взаимоотношения людей, попавших в
трудную ситуацию, отражать сложность действий
людей при спасении пострадавших.
февраль «Военный корабль»
Цель: расширять знания детей о назначении военных
кораблей, развивать интерес и уважение к
защитникам Родины. Учить самостоятельно
придумывать сюжет, проигрывать несколько
взаимодополняющих ролей, связанных одним
сюжетом.
март Ледокол»
Цель: познакомить детей со спецификой работы моряков
на Севере.
Обыгрывание ситуации «Доставка груза на
метеорологическую станцию».
Цель: развивать интерес к совместным играм, развивать
организаторские способности детей, умение
обсудить замысел, прислушиваться к мнению
товарищей.
Ролевая игра по желания детей.
Цель: сориентироваться на знания и желание детей,
отработать последовательность сюжета,
распределение ролей на основе
доброжелательного, товарищеского
взаимопонимания.
Игра «Почта»
сентябрь Цель: уточнить представления детей о почте, функциях служащих почты. Обогащать игровой и социальный опыт
детей.
октябрь Экскурсия на почту.
Цель: закреплять представления о работе почтового отделения, его функциях, трудовых действиях работников
почты.
ноябрь Д/и «Напишем письмо Петрушке»
Цель: дать образец написания письма, адреса.
Беседа на тему: Путешествие письма»
Цель: уточнить знания детей о том, какой путь проделывает письмо от отправителя до адресата, сколько людей
прикладывают свой труд, чтобы почта попала по назначению.
Воспитать уважение к труду работников связи.
декабрь I. Чтение С. Маршака «Почта»
Цель: закрепить знания о работе почтальона
2. Д/и «Разговор по телефону»
Цель: дать образец разговора по телефону, воспитать культуру общения.
январь Самостоятельные игры
Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровую обстановку, придумывать сюжет игры, переносить в
игру накопленные знания, отражать в игре социальные взаимоотношения людей.
февраль Д/и «Потерялось письмо»
Цель: учить детей обыгрывать предложенную ситуацию, закрепить знания детей о том, какой путь проделывает
письмо от отправителя до адресата, подчеркнуть необходимость ответственности работников связи.
март Привлечение детей к отправлению поздравительных открыток мамам, бабушкам, родственникам.
Цель: учить детей составлять поздравления, уточнить знания о том, чтобы поздравление пришло вовремя,
необходимо послать его заблаговременно.
апрель Игра «Открытие нового почтового отделения»
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный
опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.
май Игра «Открытие нового почтового отделения»
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный
опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.
Игра «Библиотека»
сентябрь I. Экскурсия в библиотеку.
Цель: развивать интерес к книге, потребность самостоятельно пользоваться книгой, закреплять представления о
значении книги как источника знаний.
2. Беседа на тему: «Что можно узнать из книги?»
Цель: продолжать развивать интерес к книге, вызывать желание читать.
октябрь Экскурсия в библиотеку.
Цель: познакомить с работой библиотекаря, показать, что на каждого читателя в библиотеке заводится бланк,
куда вносится название книги, которую он берёт. Развивать интерес к профессии.
2. Организовать выставку книг, которые есть в группе.
Цель: продолжать развивать интерес к книге, учить детей кратко рассказывать о чём говорится в книге.
ноябрь I. Подготовка читательских билетов, стендов для книг.
2. Самостоятельная игра
Цель: побуждать в игре при выдаче книг записывать имена читателей (печатать, воспитывать культуру
общения, закреплять навыки вежливости, развивать интерес к письму).
декабрь Игра «Читальный зал»
Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, вежливо общаться друг с другом, соблюдать тишину в
читальном зале, побуждать к пересказыванию текстов.
январь Самостоятельные игры
Цель: воспитать в игре навыки культурного отношения к вещам, любовь к порядку, бережное отношение к
книжкам, как к общественному имуществу (книга – «наша», она для всех, с ней надо обращаться аккуратно,
прочитав, вернуть в библиотеку).
февраль Тематическая выставка на тему: «День защитников Отечества»
Цель: обратить внимание на то, что наша библиотека пополнилась новыми книгами, предложить библиотекарю
познакомить читателей с тематикой новых книг, побуждать детей к пересказыванию текстов.
март Игра «Посещение библиотеки с младшими сёстрами и братьями».
Цель: воспитание у детей чувства симпатии, заботливого отношения к маленьким, развивать чувство долга. Учить
самостоятельно распределять роли, развивать сюжет игры, выполнять ролевые действия согласно
выбранной роли, проигрывать несколько взаимосвязанных ролей.
апрель Выставка «Русские народные сказки»
Цель: развивать интерес к русской национальной культуре, предложить выбрать в библиотеке книги для младших
детей, сходить в младшую группу почитать сказки.
май Игра «Книжная мастерская»
Цель: помочь детям овладеть навыками ремонта книг, выполнять роль мастера, воспитать ответственность детей
за выполнение своей работы.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
(подготовительная группа)
сентябрь Экскурсия в ателье
Цель: знакомить детей со спецификой работы ателье, познакомить с тем, как постепенно создаётся готовое
платье, как слаженно, организованно протекает труд в коллективе. Уточнить знания о том, как проводится
примерка, приём заказов, как работают закройщики, портные.
октябрь I. Знакомство с различными видами тканей и их свойствами.
2. Игра «Как появляется готовое платье»
Цель: закреплять знания детей о процессе шитья одежды, показать, как взрослые распределяют между собой
работу, как им помогают машины.
ноябрь Игра «Закройщики»
Цель: уточнить знания о том, кто начинает шить платье, какие инструменты нужны закройщику для работы.
Познакомить детей с организацией рабочего места в работе с тканью.
декабрь Игра «Швейный цех»
Цель: воспитывать чувство уважения и интереса к труду, формировать представления о значении коллективного
труда, учить детей организовывать совместную игру, воспитывать культуру взаимоотношений в игре.
январь Знакомство с профессией модельера
Цель: уточнить знания детей о том, кто принимает участие в создании предметов одежды. Знакомить со
спецификой работы художников (модельеров, знакомить с понятиями «модель», «манекенщица».
февраль Игра «Шьём платье для кукол»
Цель: учить детей передавать в игре взаимозависимость трудовых процессов, самостоятельно организовывать
игровую обстановку, распределять роль, проигрывать несколько взаимосвязанных ролей, объединённых
одним сюжетом, учить делать выкройку, работать с иголкой.
март Игра «Мастерская по ремонту одежды»
Цель: учить детей воспроизводить в игре последовательную связь между различными видами работы, упражнять
детей в пришивании пуговиц, завязывании узелков, учить работать с иголкой и тканью.
апрель Организация игровых ситуаций
I. Мастерская по пошиву обуви.
II. Мастерская по пошиву головных уборов.
III. Мастерская по пошиву верхней и лёгкой одежды.
Цель: учить в игре передавать взаимоотношения людей, помочь овладеть моральными нормами, которые лежат
в основе труда людей, формировать положительное отношение к труду.
май Продолжить отрабатывать игровые ситуации, формировать правильное взаимоотношение между играющими,
готовить к выполнению трудовых обязанностей.
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
(подготовительная группа)
сентябрь Экскурсия в I класс
Цель: познакомить детей с тем, как оборудован класс, как расставлены столы, знакомить со школьными
принадлежностями, понаблюдать за взаимоотношениями учителя с детьми. Вызвать желание быть
учениками, воспитать уважение к личности и профессии учителя.
октябрь Беседы со школьниками
1. Об интересных школьных делах;
2. О любимых уроках;
3. Как участвуют в труде взрослых;
4. Как отдыхают;
5. Как занимаются спортом и т. д.
Цель: обратить внимание детей на то, что в школе дети только учатся, познакомить со школьной жизнью,
расширять и углублять содержание игр, способствовать появлению новых игровых замыслов.
ноябрь Беседа с учителями
Цель: уточнить представления детей о труде и общественно полезной значимости профессии учителя. После
беседы акцентировать внимание детей на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится
к детям, испытывает радость и удовлетворение от их успехов.
декабрь Самостоятельные игры детей
Цель: учить детей в игре отражать отношения учителя и ученика (он строгий, требовательный, знающий,
внимательный к ученикам, отношение учеников к учителю (они выполняют требования учителя,
относятся к нему с уважением и любовью, обращаются с различными вопросами, отношение родителей
к учителю и ученикам (интересуются успехами своих детей, советуются с учителем, предъявляют
определённые требования к поведению своих детей).
февраль Обыгрывание ситуации «Урок внеклассного чтения»
Цель: воспитать в игре потребность в книге, раскрыть перед детьми познавательную ценность книги, вызвать
желание читать, развивать умение беседовать по прочитанной книге.
март Самостоятельные игры
Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, выполнять правила в соответствии с принятой ролью,
выбирать содержание «уроков», учить изображать в игре взаимоотношения детей и взрослых и учеников
между собой.
апрель Обыгрывание ситуации «Экскурсия»
Темы экскурсий определяются «экскурсоводом», которого выбирают дети.
Цель: продолжать учить детей передавать в игре различные социальные отношения людей (учитель, ученик,
экскурсовод, учить использовать «во время экскурсии» сведения, полученные из разных книг, расширять
представления детей о жизни школы.
май Проведение ролевых игр по желанию детей
Цель: формирование правильного взаимодействия между играющими, воспитывать коллективизм.