Ирина Алеханова
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Строим дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Строим дом» в старшей группе
Задачи:
1. Овладеть новыми, более сложными способами построения игры- совместным сюжетосложением.
2. Овладеть умением совместно комбинировать разнообразные события, соединять творческое построение сюжета с ролевым взаимодействием.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в старшей группе „Строим дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Строители. Сюжетно-ролевая игра
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
3. Дать установку на придумывание новой, интересной игры, где сюжет приобретает многотомный характер, роли относятся к самым разным смысловым сферам, динамично наращиваются события в процессе игры, что приводит к свертыванию многих действий с предметами и лишь обозначениями их в речи.
4. Развивать активность, инициативу всех участников.
Методика руководства:
1. Чтение волшебной сказки Александра Волкова «Волшебник изумрудного города» с целью обогащения сюжетно-ролевой игры «Строим дом».
2. Через 4-5 дней воспитатель подзывает к себе 5-6 детей и говорит: «Я вам читала волшебную сказку «Волшебник изумрудного города», давайте вспомним, о чем она? Кто в этой сказке был?». Дети стоят около воспитателя. Воспитатель спрашивает: «Что ты помнишь, Миша? А ты что помнишь, Даша?». Ребенок что-то говорит, но не из этой сказки, воспитатель все равно поощряет, всех хвалит, даже если дети говорят грамматически неверно строя предложения. Воспитатель не исправляет их ответы, главное, что бы у них было хорошее настроение.
3. Совместная игра воспитателя с 4-6 детьми по мотивам волшебной сказки. «Волшебник изумрудного города» : совместное сюжетно-сложение, преобразование сказки, «расшатывание» сказки.
Воспитатель предлагает: «Давайте сядем в кружок и придумаем новую сказку, немного похожую на ту, которую мы с вами читали». Далее объясняет, как они будут придумывать сказку: «Я начну придумывать сказку, а ты, Саша, будешь придумывать дальше. Затем ты, Оля будешь продолжать и т. д., а ты, Полина, (говорит последнему) будешь заканчивать. Я начинала, а ты закончишь».
Воспитатель знает примерную структуру сказки, но детям она ее не говорит.
4. Совместная игра воспитателя с детьми: придумывание реальной истории на тему «Строим дом».
Жила была девочка Элисон, со своей семьей. Был у них домашний питомец – Кот в сапогах. Дом девочки был очень старый и маленький. Однажды в него ударила молния, и он сгорел, а девочка с собачкой решила пойти в волшебный лес, чтобы найти помощников, которые смогут построить им новый дом. Все жители леса умели говорить и там царили взаимопонимание и любовь. Оказалось, что молния была вызвана злым Змеем Горынычем, который хотел навредить всем людям. Но добрая фея решила помочь девочке. Она сделала так, чтобы девочка попала в волшебный лес и спасла свою семью. Однако попасть в лес было не так - то просто. На пути им встречались козни, которые устраивал Змей Горыныч. Он заколдовал всех жителей, чтобы они не смогли помочь девочке. Девочка могла найти помощников и построить новый дом, только если поможет трем жителям леса избавиться от злых чар Змея Горыныча.
Элисон отправляется в лес, на волшебном ковре-самолете. В самом начале странствий девочка встречает Емелю, но чтобы он помог ей построить дом, она должна была научить его уму-разуму. Она подарила ему книгу, чтобы он вновь стал умным. Затем к ним присоединяется Мальчик с пальчик, который хотел стать высоким, и чтобы его спасти Элисон должна была найти волшебный цветок. Кот в сапогах помог ей найти его высоко на горе и Мальчик с пальчик стал высоким юношей. Позже друзья встречают Серого Волка, который не может выбраться из огромной ямы. Элисон и ее друзья, сплели длинную веревку из травы и спасли Волка.
Маленькой Элисон ее друзьям пришлось перенести немало испытаний: переправу через огромный овраг и болото, сражение с Бабой Ягой и Кощеем бессмертным. Из всех приключений они выходят с победой, благодаря дружбе. А злые чары Змея Горыныча были разрушены, и он умер в своей башне.
Элли и ее друзья оказываются в Изумрудном городе, она преодолела все препятствия и помогла трем жителям леса. Теперь они могли выбрать любое место и построить там дом для семьи Элисон. Серый волк помогал приносить все материалы для строительства дома, потому что он был быстрый и сильный. Мальчик с пальчик делал крышу, так как он был высокий и мог работать на высоте. А Емеля выполнял всю остальную работу, потому что он умел очень хорошо работать руками. А Эли и Кот в сапогах делали проект их будущего дома.
Вскоре семья девочки обрела новый дом, который уже никто не мог разрушить. Друзья девочки тоже обрели, то, что они хотели и жили очень счастливо неподалеку от Элисон. Ну, а фея, наблюдая за семьей девочки, была очень рада, что она смогла помочь ей справиться со всеми трудностями.
Одну и ту же сказку воспитатель расшатывает с одними и теми же детьми 2-3 раза.
4. Совместная игра воспитателя с детьми: придумывание реальной истории на тему «Строим дом»
Предварительная работа: просмотр презентации «Строим дом», экскурсия к строящемуся дому, чтение произведения С. Баруздина «Кто построил этот дом?»
В. : Кто хочет поиграть со мной в выдумку?
Подходят Коля, Саша, Ваня, Полина и Таня. Все вместе с воспитателем рассаживаются вокруг стола.
В. : Давайте придумаем вместе не сказку, а реальную историю. Начнем так нашу историю. Жила семья-мама, папа и сын. Его звали Артемом. Дом, в котором они жили, был очень старый и они решили построить новый дом. Однажды они решили узнать, что необходимо для строительства нового дома….
Коля: Я дальше! Семья Артема поехали к строителям, чтобы узнать, какие материалы нужны.
С. : Не к строителям, а в строительную компанию.
К. : Хорошо.
В. : они пришли в компанию «Строим дом». И им предложили присесть и сказать, что бы они хотели.
П. : Мальчик и его родители садятся и начинают спрашивать, какой дом лучше построить.
Т. : Пусть дом будет из кирпича!
В. : Нет, пусть они сначала посмотрят все дома и материалы.
С. : Да, и выберут самый прочный дом!
Т. : Ну ладно, давайте они будут смотреть журнал с домами.
П. : Там будут замки?
В. : Нееет, это же не в сказке. Там обычные кирпичные и деревянные дома.
П. : А квартиры?
С. : Пусть будут и квартиры, но они их не будут смотреть, они же хотят дом.
К. : А давайте, папа будет выбирать материалы, а мама и Артем будут смотреть журналы?
С. : Хорошо, так они быстрее все выберут.
П. : И вдруг Артему очень понравился красивый и большой дом.
В. : Пусть этот дом будет очень дорогой.
Т. : И Артем расстроится и заплачет.
С. : Нет, он не заплачет. Он просто согласится, что дом не подходит.
К. : Нет, так нельзя, Таня же говорит, что заплакал.
С. : Ну, ладно…
П. : А давайте, так. Он заплакал, но мама и папа нашли дом поменьше, и он тоже понравился Артему.
В. : Да, и они вместе выбрали материалы.
Т. : А какие они выбрали материалы? Кирпичи?
К. : Да, это самый крепкий материал.
С. : А еще всякие смеси, доски для крыши, железки, и конечно же много инструментов.
Т. : Ну, а на следующий день они повезли все, чтобы строить новый дом.
К. : Повезли ни они, а машина из строительной компании.
Т. : Ну, да…
С. : Дом строили большие машины, краны.
В. : А, давайте, там будет большой трактор, который помогал рыть яму.
К. : и много - много рабочих, которые строили дом.
П. : Артем с родителями часто приезжали и строители как строят их дом.
Т. : И через год они уже жили в новом и красивом доме.
Воспитатель: Ну вот, и придумали историю вместе. Молодцы ребята!