Лучший педагог года

Как изменился мир игры современного дошкольника

Татьяна Устюжанина
Как изменился мир игры современного дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т. д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Банк», «Макдональдс», играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду».

Публикация «Как изменился мир игры современного дошкольника» размещена в разделах

Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным.

Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Современному ребенку негде научиться играть. Поэтому воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

Как играть с детьми?

Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе обращать внимание на начало игры (кто инициатор, на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции, конец игры (было ли логическое завершение и т. д.)

Косвенное (непрямое) развитие игры должно обеспечить развитие положительного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут отражаться в игре. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и тд. Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно-игровой среды. В предметно-игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

Непосредственное (прямое) развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т. д. Отношения становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре. Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).

Этапы

I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :

•определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

•создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

•совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре

1. Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношением людей.

2. Создание банка идей. Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр.

3. Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей. Детское коллекционирование. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности.

4. Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей

(в микрогруппах).

5. Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей

6. Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.

В связи с тем, что игровые замыслы старших детей весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

Публикации по теме:

Стихосложение, как средство развития детской речи «Методика стихосложения. Ценность слова для современного человека»Стихосложение, как средство развития детской речи «Методика стихосложения. Ценность слова для современного человека» «Ценность слова для современного человека». Стихосложение, как средство развития детской речи. Методика стихосложения. Ценность слова является.

Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш» Деловая игра с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности.

Агрессивный ребенок как часть современного общества Агрессивный ребёнок, как часть современного общества Проявление агрессии в современном мире не вызывает уже никакого удивления. Как часто.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

Консультация «Информационный мир дошкольника» Консультация «Информационный мир дошкольника»В нашу повседневную жизнь удивительным образом вошло такое понятие как «экран», за которым.

Мотивация познавательной активности современного дошкольника. Использование ИКТ XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы жизни,.

Музыкальный мир дошкольника Какое место музыкального воспитания в общем развитии ребёнка? Какие принципы должны лежать в основе программ по музыкальному воспитанию?.

Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикетаНародные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;.

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока Л. В. Позднякова СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА. Главное направление новых стандартов – усиление.

Социальное партнёрство как условие успешного развития современного дошкольника Статья "Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника". Идеи социального партнерства и гумманизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как изменился мир игры современного дошкольника
Опубликовано: 18 августа 2018 в 10:31
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как изменился мир игры современного дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Устюжанина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД