Лариса Щерба
Сюжетно-ролевая игра «Природно-климатические зоны Краснодарского края». Старший дошкольный возраст.
▼ Скачать + Заказать документы
Природно-климатические зоны Краснодарского края.
сюжетно-ролевая игра
(старший дошкольный возраст)
Цель:
1. Закрепить и обобщить полученные ранее знания о природно-климатических зонах Краснодарского края.
2. Продолжать знакомить детей с животным и растительным миром и его разнообразием.
3. Способствовать расширению активного словаря детей.
Материалы:
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Природно-климатические зоны Краснодарского края“, Старший дошкольный возраст,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Природа Краснодарского края. Животные и растения
- Природные зоны Земли
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Карта края, плакаты природно-климатических зон Краснодарского края, указка.
Игровые атрибуты: автомобильный руль, костюм кондуктора, билеты.
Ход ИГРЫ
Воспитатель: - Ребята, как называется край, в котором мы живём? (Краснодарский край.)
Посмотрите, я приготовила для вас карту края.
Воспитатель читает стихотворение о крае.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной.
Привет тебе, мой край родной (С. Дрожжин)
- Ребята, скажите, чем необычен наш край? (Он большой и разнообразный, его омывают два моря, в него входят несколько природных зон.)
- А давайте их вспомним! В этом нам помогут плакаты, на которых изображены природные зоны и их обитатели. (Поочерёдно рассматриваем и называем). Это степь и лесостепь, лиманы и плавни, пресные водоёмы, предгорья и горы, моря и побережья.
- Я предлагаю совершить увлекательную автобусную экскурсию по природным зонам Краснодарского края!
- Нам необходимо выбрать с помощью считалочки кондуктора, экскурсовода и водителя автобуса, т. к экскурсии без этих людей не бывает.
Кондуктор будет раздавать и проверять билеты при посадке в наш автобус.
Водитель будет рулить, предупреждать о закрытии дверей и объявлять остановки.
Экскурсовод – проводить экскурсию, показывать и рассказывать то, что он знает о той или иной зоне. Но так как зон у нас несколько, экскурсовод и водитель будут меняться, чтобы все могли поучаствовать в игре.
Считалочка
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Выбор главных героев. Организация раздачи билетов и их проверки.
- Ну вот! Все роли распределены, билеты проверены, мы садимся в наш волшебный автобус и отправляемся!
- Водитель, объявите, пожалуйста, нашу первую остановку.
Водитель: «Осторожно двери закрываются». Первая остановка «Степь и лесостепь»».
Пока мы будем ехать, я предлагаю вам спеть песенку «Мы едем, едем, едем в далёкие края».
Водитель: «Осторожно двери открываются».
Воспитатель предлагает экскурсоводу пройти первым и пригласить группу к нужному плакату. В руках экскурсовода указка.
Экскурсовод приглашает, дети встают полукругом и рассматривают плакат.
Экскурсовод: – Мы с вами находимся в зоне степь и лесостепь. На Кубани она представляет собой большие поля с зарослями травы и небольшими островками леса, на которых обитают грызуны (полёвки, хомяки, слепыши, насекомоядные ежи, хищники – хорь степной, лисица, перевязка (занесена в Красную книгу, заяц-русак; из пресмыкающихся – ящерица, редко можно встретить гадюку восточную степную.
Воспитатель: - Ребята, подскажите, пожалуйста, кто ещё населяет эту зону?
Дети: - Птицы.
Воспитатель: - Над степными просторами летают мелкие и крупные птицы, давайте их перечислим.
Дети: Ласточка, жаворонок, чибис, пустельга, канюк.
Экскурсовод: А в кустарниках обитают фазан обыкновенный, кукушка, куропатка (показывает указкой).
Благодарим за экскурсию по лесостепи, выбираем следующего водителя и экскурсовода с помощью считалочки и продолжаем игру.
Кондуктор проверяет билеты, дети усаживаются, водитель объявляет о закрытии дверей и следующую остановку.
Водитель: «Осторожно двери закрываются. Следующая остановка лиманы и плавни».
Дети опять исполняют песенку «Мы едем, едем, едем в далёкие края».
Водитель: «Осторожно двери открываются».
Первый выходит экскурсовод, подходит к плакату лиманы и плавни и приглашает всю группу.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что такое плавни и лиманы.
Дети: – Плавни - это заросшие камышом и осокой заболоченные земли, а лиманы – мелководные водоёмы в местах впадения равнинных рек в море. Летом в плавнях вода высыхает, а лиманы сильно мелеют.
Экскурсовод: – Здесь гнездятся, добывают себе пищу такие водоплавающие птицы как: чайки, гуси, кулики, лебедь, цапли серая и белая, выпь большая, кваква, колпица, лысуха, чомга, нырок красноносый, кряква, баклан. Многие из них занесены в Красную книгу. Животные – дикий кабан, лисица, ондатра (показывает указкой). Лиманы очень удобны для развода осетровых пород рыб, а так же в них встречаются ужи и лягушка озёрная.
Благодарим за экскурсию по лиманам и плавням, выбираем следующего водителя и экскурсовода.
Воспитатель проводит физическую разминку с детьми.
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем вытирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались,
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт привет!
- Ну а теперь приглашаем всех занять свои места, мы продолжаем путешествие.
Кондуктор проверяет билеты, дети садятся в автобус.
Водитель: «Двери закрываются. Следующая остановка «Пресные водоёмы»».
Воспитатель: – Ребята пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие водоёмы называются пресными.
Дети: – это реки и озёра.
Воспитатель: – Молодцы ребята!
Водитель: «Осторожно двери открываются».
Экскурсовод и группа детей подходят к плакату «Пресные водоёмы».
Экскурсовод: – Самая большая река краснодарского края Кубань. Обитатели пресных водоёмов – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, членистоногие, моллюски, водоплавающие птицы и млекопитающие.
Воспитатель: Ребята, давайте, все вместе перечислим обитателей пресных водоёмов.
Дети перечисляют обитателей рек и озё р:
Рыбы - судак, окунь речной, карась золотой, плотва, щука, голавль, сом, лещ, сазан.
Земноводные - лягушка озёрная, тритоны.
Пресмыкающиеся – черепаха болотная, уж.
Членистоногие – жуки плавунцы, личинки стрекоз, рак речной, жаброноги.
Моллюски – катушки, прудовики, беззубки.
Птицы – лебедь, пеликан, цапля, баклан, лысуха, колпица, каравайка, ходулочник и скопа.
Млекопитающие – норка европейская и выдра речная.
Благодарим за экскурсию, выбираем следующего водителя, кондуктора и экскурсовода.
Водитель: «Двери закрываются. Следующая остановка «Предгорья и горы»».
Воспитатель: – Я предлагаю поиграть в игру «Чей это домик?»
Дети соглашаются.
ИГРА «Чей это домик?»
Нора – лисица,
Берлога – медведь,
Логово – волк,
Дупло – белка,
Норка - мышка,
Гнездо – птица.
Воспитатель: – Вы великолепно
справились, молодцы!
Водитель: «Осторожно двери открываются».
Экскурсовод вмести с детьми подходит к плакату предгорья и горы.
Воспитатель: – Обратите внимание, сколько зелени в этой зоне!
Экскурсовод: – Здесь обитают крупные животные, такие как, олень благородный, кабан дикий, косуля европейская, тур кавказский, зубр, серна, волк и медведь.
Дети: – Есть и мелкие животные – барсук, кот лесной, белка, ласка, енот-полоскун.
Воспитатель: Вы очень внимательны!
- Ребята, а вы можете назвать птиц, которых мы ещё не встречали с вами в других зонах?
Дети: – Да.
- Это дятел пёстрый, поползень обыкновенный, неясыть серая они живут в лесах. В высокогорье живут – сип белогривый, беркут, тетерев кавказский, улар кавказский.
Воспитатель: – Молодцы!
Выбираем новых героев.
Воспитатель: - Пора отправляться в путь дорогу, занимайте свои места.
Водитель: «Двери закрываются. Следующая остановка «Моря и побережья»».
Воспитатель: – Вот скольких животных мы повстречали, а давайте поиграем в игру «назови детёныша»?
Дети соглашаются.
ИГРА «Назови детёныша»
Медведь – медвежонок,
Лиса – лисёнок,
Ёж – ежонок,
Заяц – зайчонок,
Кабан – поросенок,
У птиц – птенцы,
У рыб – мальки.
Воспитатель хвалит детей.
Водитель: – Осторожно двери открываются.
Дети с экскурсоводом подходят к плакату «Моря и побережья».
Воспитатель: - Ребята, давайте уточним, как называются моря, которые омывают побережья нашего края.
Дети: – Чёрное море и Азовское море.
Экскурсовод: – Чёрное море больше и глубже Азовского. Обитатели в этих морях одинаковые. Это крупные млекопитающие – морская свинья, дельфин-белобочка, афалина, моллюски и промысловые рыбы – сельдь, скумбрия, тарань, севрюга, осётр, судак, пиленгас, ставрида. Над водой летают чайки, крачки, бакланы высматривают себе добычу. По дну передвигаются крабы.
Воспитатель: – Вот и подошла к концу наша экскурсия, вы хорошо усвоили природные зоны нашего края и их обитателей. Я приглашаю вас в автобус, для того чтобы вернуться в детский сад.
Водитель: «Двери закрываются, следующая остановка - детский сад».
Воспитатель: – Пока мы едем, ответьте, как называется водоём, на берегу которого находиться наша станица?
Дети: (хором) – Чёрное море.
Воспитатель: – Молодцы ребята!
Спасибо всем за увлекательное, интересное путешествие!