Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников

Муратшина
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время происходит серьезное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие речи, которая рассматривается в качестве образовательной компетентности.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» размещена в разделах

В качестве основного вида деятельности детей дошкольного возраста выступает игра, которая плодотворно влияет на развитие духовных и физических качеств ребенка. При этом игра является своеобразным способом ребенка усваивать общественный опыт. Благодаря игре происходит формирование всех сторон личности ребенка, игра вызывает значительные изменения психики ребенка, которые подготавливают его к новой, более высокой ступени развития. Это обуславливает высокий уровень возможностей игры для воспитания ребенка. На особом месте находятся игры, которые создают сами дети, т. е. сюжетно-ролевые игры. Эти игры позволяют дошкольникам самостоятельно выбирать роль в соответствии с тем, что они наблюдают в жизни взрослых. Такие игры наиболее благоприятно влияют на воспитание личности детей, в том числе, активно помогают формировать коммуникативные навыки ребенка

Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Оказываясь в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и так далее, ребенок с развитыми коммуникативными способностями сможет понять, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок найдет позитивные способы ее преобразования. Ведь для большинства детей дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт.

Коммуникативные способности – это способность к общению, которую необходимо развивать с раннего возраста.

Ребё нок в игровой деятельности сталкивается с необходимостью:

1. устанавливать контакты в игре;

2. соблюдать нормы поведения;

3. приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации;

4. владеть навыками игровой деятельности.

Как научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать?

Наша задача обучить ребёнка игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии что воспитатель - активный участник этой игры, партнёр ребёнка по игре. Воспитатель знакомит ребёнка с новыми способами построения игры, направляет на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения в совместной игре, создаёт условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно, в игре недопустимо со стороны взрослого принуждение, навязывание темы, игровых ролей, формы игры, партнёров для играющих детей. Ребёнок сам выбирает свою игру.

Взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, осуществляемое без принуждения над ребёнком.

Получить у ребёнка приглашения в свою игру – знак величайшего доверия

Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих. Некоторые сюжеты могут встречаться как у младших, так и у старших дошкольников («Детский сад», «Семья», «Больница» и т. п.). Но, несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета.

Чтобы заинтересовать детей предстоящей игрой, используются следующие приё мы:

1. Совместное с детьми обсуждение, во что и где хотят играть.

2. «Сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск клада по схеме).

3. Участие в игре педагога: ненавязчивое, тактичное, в роли участника. Можно ввести в игру роль из другого смыслового контекста: «Представьте, на берегу показался Бармалей. Я – Бармалей». «Баба Яга и Кащей Бессмертный узнали о Доме красоты».

4. Развёртывание нового сюжета с разно контекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».

5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Этот приём расшатывает привычные, «наигранные» детьми сюжеты; неожиданность нового персонажа заставляет самих детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей: «»Красная Шапочка», «Мы живые автобусы» (метод овеществления, «Любимый герой», «Корабль приплыл в Африку» и т. д.

Игра-придумывание формирует у детей такие умения:

1. выстраивать новые последовательности событий;

2. ориентироваться на партнёров – обозначать для них какое событие ребёнок хотел бы развернуть;

3. прислушиваться к мнению партнёров;

4. умение комбинировать предложенные идеи самим ребёнком и его партнёром в общем сюжете.

От того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница»

Цель:

Обогащать содержание сюжетной игры «Поликлиника» на основе впечатлений о труде врачей, их отношений.

Задачи:

1 Вызвать у детей интерес к профессии врача.

2 Отбирать необходимые для конкретной ситуации медицинские инструменты.

3 Распределять с помощью взрослых роли и действовать согласно выбранной роли.

4 Действовать с воображаемыми предметами, использовать предметы-заместители.

5 Отражать в игре труд взрослых, предавать отношения между людьми.

6 Воспитывать чуткое, внимательное отношение к «больному», доброту, отзывчивость, понимание культуру общения.

Предварительная работа:

• Слушание и чтение художественной литературы К. Чуковского «Айболит» и В. Маяковского «Кем быть».

Рассматривание медицинских инструментов и атрибутов.

• Рассматривание иллюстраций о профессии врачей (лор, педиатра, хирурга).

• Наблюдения и рассказы детей из личного опыта.

• Изготовление с детьми из картона и цветной бумаги таблеток, названий кабинетов (аптека, регистратура).

Ход игры:

Ребята, уселись? Места всем хватило? Удобно? Тогда слушайте, что хочу рассказать. Сегодня захожу утром в группу и слышу; кто-то стонет и плачет. Включаю свет и вижу… Куклы сидят грустные.

- Что случилось? – спрашиваю.

-Заболели.

-Что же болит?

-Ушко, ножка, голова и температура

-Помогите!

-Вы немного потерпите, подождите ребят и вместе решим, что делать?

-Ну вот, ребята, что будем делать?

-Надо их лечить.

- Хорошо. А кто их лечить будет?

-Врачи.

-Так. А если ушко болит, к какому врачу надо идти?

-Ухо, горло, нос.

-Да! Этот врач называется отоларинголог или просто - лор.

-Болит ножка? – к хирургу.

А голова болит? Температура? – к детскому врачу или педиатру.

-А теперь давайте решим, кто же с куклами – дочками к врачу пойдет?

-Папы и мамы.

Дети между собой распределяют роли.

- Ребята! А врач может выписать лекарства. Где мы их возьмём?

-В аптеке!

-Правильно! – Лекарства надо получить (покупать) в аптеке. Значит, нам нужен аптекарь.

-Кто желает быть аптекарем?

-Я – Камила. – Хорошо

Значит папы, мамы, дети – есть.

Врачи есть. Аптекарь есть.

-Ребята. – А как вы думаете? Больница далеко. Дочка, у которой болит ножка сама идти не сможет. Как до больницы добраться.

-Вызвать такси

Хорошо! Значит, нам нужен водитель такси.

Кто желает быть таксистом?

-Я – Данир.

Ну а теперь самое главное:

-где работают врачи?

-В больнице

-А больница у нас где?

-Нет

-Значит надо ее … - построить (сделать).

Да, конечно, построить больницу, т. е. кабинеты врачей.

Мы с вами строим больницу. (строятся кабинеты из различного подручного, материала; Названия кабинетов, аптека, регистратура. Водитель сооружает машину (такси)+ атрибуты.)

Ну вот кабинеты построены. Еще мы построили регистратуру, где папы и мамы возьмут карточку (направление) к врачу.

Теперь, врачи, занимайте свои кабинеты, надевайте халаты, шапочки, берите себе необходимые медицинские инструменты, оборудуйте кабинеты. А папы и мамы берите своих детей, идите в регистратуру, возьмите карточку- направление к врачу. Занимайте места у нужного кабинета. Но сначала, надо постучаться в кабинет, поздороваться с рассказать врачу, что болит у вашего ребенка. Обязательно поблагодарите врача. А врачи обращайтесь вежливо с больными и родителями, внимательно выслушайте жалобы и просьбы. А я буду главным врачом, буду вам помогать и следить за порядком.

Идет игра…

Анализ игр:

-Прием окончен. Больница закрывается. Я попрошу вас всех взять стулья и подойти ко мне, садитесь по удобнее…

-Во что, ребята, мы сейчас играли?

-В больницу.

-Что ты делал? Как лечила? Что выписала? Вежливо к вам обращались мамы и папы? А внимательно ли вы выслушали жалобы врачи? Родители, вы остались довольны врачами? А такси пригодилось, ребята? Кто подходила к Даниру попросил подвести? А он был вежливым и внимательным? Хорошо! Понравилась вам игра?

-Будем еще играть?

-Молодцы! И спасибо вам!

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников
Опубликовано: 6 января 2022 в 12:27
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Муратшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД