Муратшина
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время происходит серьезное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие речи, которая рассматривается в качестве образовательной компетентности.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В качестве основного вида деятельности детей дошкольного возраста выступает игра, которая плодотворно влияет на развитие духовных и физических качеств ребенка. При этом игра является своеобразным способом ребенка усваивать общественный опыт. Благодаря игре происходит формирование всех сторон личности ребенка, игра вызывает значительные изменения психики ребенка, которые подготавливают его к новой, более высокой ступени развития. Это обуславливает высокий уровень возможностей игры для воспитания ребенка. На особом месте находятся игры, которые создают сами дети, т. е. сюжетно-ролевые игры. Эти игры позволяют дошкольникам самостоятельно выбирать роль в соответствии с тем, что они наблюдают в жизни взрослых. Такие игры наиболее благоприятно влияют на воспитание личности детей, в том числе, активно помогают формировать коммуникативные навыки ребенка
Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Оказываясь в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и так далее, ребенок с развитыми коммуникативными способностями сможет понять, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок найдет позитивные способы ее преобразования. Ведь для большинства детей дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт.
Коммуникативные способности – это способность к общению, которую необходимо развивать с раннего возраста.
Ребё нок в игровой деятельности сталкивается с необходимостью:
1. устанавливать контакты в игре;
2. соблюдать нормы поведения;
3. приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации;
4. владеть навыками игровой деятельности.
Как научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать?
Наша задача обучить ребёнка игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии что воспитатель - активный участник этой игры, партнёр ребёнка по игре. Воспитатель знакомит ребёнка с новыми способами построения игры, направляет на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения в совместной игре, создаёт условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно, в игре недопустимо со стороны взрослого принуждение, навязывание темы, игровых ролей, формы игры, партнёров для играющих детей. Ребёнок сам выбирает свою игру.
Взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, осуществляемое без принуждения над ребёнком.
Получить у ребёнка приглашения в свою игру – знак величайшего доверия
Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих. Некоторые сюжеты могут встречаться как у младших, так и у старших дошкольников («Детский сад», «Семья», «Больница» и т. п.). Но, несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета.
Чтобы заинтересовать детей предстоящей игрой, используются следующие приё мы:
1. Совместное с детьми обсуждение, во что и где хотят играть.
2. «Сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск клада по схеме).
3. Участие в игре педагога: ненавязчивое, тактичное, в роли участника. Можно ввести в игру роль из другого смыслового контекста: «Представьте, на берегу показался Бармалей. Я – Бармалей». «Баба Яга и Кащей Бессмертный узнали о Доме красоты».
4. Развёртывание нового сюжета с разно контекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Этот приём расшатывает привычные, «наигранные» детьми сюжеты; неожиданность нового персонажа заставляет самих детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей: «»Красная Шапочка», «Мы живые автобусы» (метод овеществления, «Любимый герой», «Корабль приплыл в Африку» и т. д.
Игра-придумывание формирует у детей такие умения:
1. выстраивать новые последовательности событий;
2. ориентироваться на партнёров – обозначать для них какое событие ребёнок хотел бы развернуть;
3. прислушиваться к мнению партнёров;
4. умение комбинировать предложенные идеи самим ребёнком и его партнёром в общем сюжете.
От того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница»
Цель:
Обогащать содержание сюжетной игры «Поликлиника» на основе впечатлений о труде врачей, их отношений.
Задачи:
1 Вызвать у детей интерес к профессии врача.
2 Отбирать необходимые для конкретной ситуации медицинские инструменты.
3 Распределять с помощью взрослых роли и действовать согласно выбранной роли.
4 Действовать с воображаемыми предметами, использовать предметы-заместители.
5 Отражать в игре труд взрослых, предавать отношения между людьми.
6 Воспитывать чуткое, внимательное отношение к «больному», доброту, отзывчивость, понимание культуру общения.
Предварительная работа:
• Слушание и чтение художественной литературы К. Чуковского «Айболит» и В. Маяковского «Кем быть».
Рассматривание медицинских инструментов и атрибутов.
• Рассматривание иллюстраций о профессии врачей (лор, педиатра, хирурга).
• Наблюдения и рассказы детей из личного опыта.
• Изготовление с детьми из картона и цветной бумаги таблеток, названий кабинетов (аптека, регистратура).
Ход игры:
Ребята, уселись? Места всем хватило? Удобно? Тогда слушайте, что хочу рассказать. Сегодня захожу утром в группу и слышу; кто-то стонет и плачет. Включаю свет и вижу… Куклы сидят грустные.
- Что случилось? – спрашиваю.
-Заболели.
-Что же болит?
-Ушко, ножка, голова и температура
-Помогите!
-Вы немного потерпите, подождите ребят и вместе решим, что делать?
-Ну вот, ребята, что будем делать?
-Надо их лечить.
- Хорошо. А кто их лечить будет?
-Врачи.
-Так. А если ушко болит, к какому врачу надо идти?
-Ухо, горло, нос.
-Да! Этот врач называется отоларинголог или просто - лор.
-Болит ножка? – к хирургу.
А голова болит? Температура? – к детскому врачу или педиатру.
-А теперь давайте решим, кто же с куклами – дочками к врачу пойдет?
-Папы и мамы.
Дети между собой распределяют роли.
- Ребята! А врач может выписать лекарства. Где мы их возьмём?
-В аптеке!
-Правильно! – Лекарства надо получить (покупать) в аптеке. Значит, нам нужен аптекарь.
-Кто желает быть аптекарем?
-Я – Камила. – Хорошо
Значит папы, мамы, дети – есть.
Врачи есть. Аптекарь есть.
-Ребята. – А как вы думаете? Больница далеко. Дочка, у которой болит ножка сама идти не сможет. Как до больницы добраться.
-Вызвать такси
Хорошо! Значит, нам нужен водитель такси.
Кто желает быть таксистом?
-Я – Данир.
Ну а теперь самое главное:
-где работают врачи?
-В больнице
-А больница у нас где?
-Нет
-Значит надо ее … - построить (сделать).
Да, конечно, построить больницу, т. е. кабинеты врачей.
Мы с вами строим больницу. (строятся кабинеты из различного подручного, материала; Названия кабинетов, аптека, регистратура. Водитель сооружает машину (такси)+ атрибуты.)
Ну вот кабинеты построены. Еще мы построили регистратуру, где папы и мамы возьмут карточку (направление) к врачу.
Теперь, врачи, занимайте свои кабинеты, надевайте халаты, шапочки, берите себе необходимые медицинские инструменты, оборудуйте кабинеты. А папы и мамы берите своих детей, идите в регистратуру, возьмите карточку- направление к врачу. Занимайте места у нужного кабинета. Но сначала, надо постучаться в кабинет, поздороваться с рассказать врачу, что болит у вашего ребенка. Обязательно поблагодарите врача. А врачи обращайтесь вежливо с больными и родителями, внимательно выслушайте жалобы и просьбы. А я буду главным врачом, буду вам помогать и следить за порядком.
Идет игра…
Анализ игр:
-Прием окончен. Больница закрывается. Я попрошу вас всех взять стулья и подойти ко мне, садитесь по удобнее…
-Во что, ребята, мы сейчас играли?
-В больницу.
-Что ты делал? Как лечила? Что выписала? Вежливо к вам обращались мамы и папы? А внимательно ли вы выслушали жалобы врачи? Родители, вы остались довольны врачами? А такси пригодилось, ребята? Кто подходила к Даниру попросил подвести? А он был вежливым и внимательным? Хорошо! Понравилась вам игра?
-Будем еще играть?
-Молодцы! И спасибо вам!