МААМ-картинки

Сюжетная лепка как инструмент формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Анатольевна Ишбулатова
Сюжетная лепка как инструмент формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

В современном педагогическом сообществе широко распространено мнение о необходимости раннего развития мелкой моторики, в частности движений пальцев рук, как фундамента для формирования когнитивных способностей и речевых навыков. Это обусловлено тесной взаимосвязью развития кисти руки с процессом созревания головного мозга и его познавательных функций. Следовательно, тренировка мелкой моторики играет ключевую роль в гармоничном развитии ребёнка.

Важность развития точных и координированных движений рук и пальцев возрастает по мере взросления ребёнка, так как они необходимы для выполнения повседневных действий, таких как одевание, письмо, рисование и множество других. В связи с этим проблема развития мелкой моторики, ручной умелости, является весьма актуальной.

Лепка, как вид изобразительной деятельности, имеет большое образовательное и воспитательное значение в дошкольном образовании. Занятия лепкой способствуют развитию у детей образного мышления, эстетического вкуса, фантазии, творческих способностей и индивидуальности.

Лепка из пластилина является одним из востребованных видов художественной деятельности детей. Занятия лепкой способствуют развитию координации пальцев рук, а также их силы и подвижности. В процессе работы совершенствуются мелкая моторика и точность движений пальцев, что положительно сказывается на развитии речи ребёнка и расширении его активного и пассивного словаря. Массаж нервных окончаний ладоней и ногтевых фаланг пальцев, осуществляемый в ходе лепки, способствует развитию внимания, зрительной и двигательной памяти, а также логического мышления. Лепка из пластилина также развивает сенсомоторные навыки, то есть согласованность работы глаза и руки, совершенствуя координацию движений и точность работы с инструментами, такими как стека.

Важно отметить, что лепка помогает детям развить тактильные ощущения, восприятия и наглядные представления. В процессе работы ребёнок знакомится с материальными свойствами предметов - их объемом, формой, плотностью и фактурой.

Работа с пластилином характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, пластилин обладает различной степенью пластичности. Для работы оптимально состояние, при котором материал мягкий, податливый, легко деформируется и сохраняет заданную форму, не пачкает руки и не чрезмерно размягчается от тепла. Приготовленный таким образом пластилин не ломается и не трескается, его можно растягивать и сжимать. Во-вторых, при охлаждении пластилин затвердевает, что позволяет сохранять форму созданного изделия. В-третьих, работа ведётся сразу в цвете, без необходимости дополнительной окраски. В-четвертых, размеры и свойства материала позволяют осуществлять мелкую детализацию. Все перечисленные качества пластилина способствуют созданию объемных изображений.

По содержанию лепку можно классифицировать на три вида:

• Предметная: моделирование отдельных предметов или фигурок.

• Сюжетная: создание целой композиции, включающей в себя основание с расположенными на нём фигурками.

• Декоративная: украшение различных поверхностей, таких как бутылки, диски, тарелки и т. д.

Более подробный анализ сюжетной лепки.

Сюжетная лепка представляет собой естественное развитие предметной лепки.

В рамках сюжетной лепки дети создают композиции, в которых отдельные объекты связаны друг с другом по следующим критериям:

• Смысловой связи: Объекты взаимодействуют и образуют целостную историю.

• Пространственному расположению: Объекты располагаются в пространстве таким образом, чтобы отразить их взаимосвязь и динамику.

• Пропорциям: Размер и форма объектов соотносятся друг с другом реалистично.

• Динамике: Композиция передает движение и взаимодействие объектов.

Важным аспектом сюжетной лепки является изображение людей и предметов в процессе взаимодействия. Выразительность композиции зависит не только от умения передать форму отдельных объектов, но и от способности ребёнка связать их в единую сцену с помощью изображения действия.

Занятия сюжетной лепкой способствуют развитию у ребёнка следующих навыков:

• Применение знаний, полученных при освоении предметной лепки.

• Создание композиций из нескольких предметов.

• Творческий подход к интерпретации сюжета.

• Использование наблюдений за действиями живых существ в своей работе.

• Умение располагать предметы в пространстве для достижения желаемого эффекта.

• Дополнение сюжета деталями, способствующими его полноте и выразительности.

Сюжетная лепка представляет собой более сложный и многоэтапный процесс по сравнению с другими видами лепки. Она требует от детей тщательного планирования и исполнения, так как предполагает создание целой композиции из нескольких элементов. Каждый элемент необходимо вылепить отдельно, точно передавая его форму, пропорции и детали. При этом важно учитывать взаимодействие всех фигур в рамках заданного сюжета. Выбор сюжета может быть основан на событиях из окружающей жизни, литературных произведениях или мультфильмах.

Обучение сюжетной лепке преследует следующие цели:

• Развитие композиционного мышления: научить детей создавать гармоничные композиции из 2–3 предметов.

• Формирование творческого подхода: учить детей самостоятельно находить наиболее выразительные детали сюжета и реализовывать их в лепке.

• Применение знаний о форме и пропорциях: использовать полученные знания о форме, пропорциях предметов и наблюдениях за живыми объектами при создании скульптур.

Сюжетная лепка доступна детям старших групп, которые уже обладают достаточными навыками для создания нескольких фигурок за одно занятие и понимания композиционного целого.

Сложности сюжетной лепки и её основные способы.

Основным вызовом при обучении детей сюжетной лепке является грамотное размещение предметов на подставке. Необходимо обеспечить соблюдение пропорций и передать динамику фигур. Детям предлагается изображать людей и животных в движении, используя знакомые по форме и строению предметы (например, "Мишки играют" и т. д.). Ребёнок может вылепить две одинаковые фигурки, но придать им различное положение на подставке, связав их единым сюжетом. Для дополнения сюжета можно использовать второстепенные детали: траву, дерево, пень, скамейку и так далее.

В работе с детьми различных возрастных категорий используются различные способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

- Конструктивный способ, самый простой, подразумевает создание предмета из отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а затем все части соединяются и приобретают характерные черты. Этот способ используется в младшей группе детского сада и в дальнейшем во всех возрастных группах с увеличением количества деталей и усложнением способов их соединения.

- Пластический способ более сложный. Предмет лепится из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали и части изделия. Дети начинают осваивать этот способ со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего куска пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные черты. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.

- Комбинированный метод лепки представляет собой метод лепки из цельного куска пластилина и сборки из отдельных деталей. Так, например, при создании фигуры курочки туловище и голова могут быть вылеплены из одного куска материала, а мелкие детали (клюв, гребень) и подставка – изготовлены отдельно и затем соединены.

Помимо этого, при моделировании птиц, животных и людей часто используются рельефные техники: небольшие кусочки пластилина накладываются на основную форму и разглаживаются стекой или пальцами, придавая изделию нужный объём и текстуру (синица, снегирь, снегурочка, гроздь винограда и т. д.).

Основные приемы лепки:

- Отщипывание: отделение небольшого фрагмента от большого куска пластилина с помощью большого и указательного пальцев.

- Сплющивание: преобразование кусочка пластилина в плоскую форму путем сдавливания. Маленькие кусочки сплющиваются двумя пальцами, средние – ладонью на плоской поверхности.

- Скатывание: формирование шариков различного размера посредством круговых движений между ладонями или ладонью и поверхностью стола.

- Вдавливание: создание углубления в куске пластилина путём надавливания пальцем.

- Заострение: преобразование кусочка в острый конец путём сдавливания его со всех сторон пальцами.

- Раскатывание: формирование цилиндрических форм (колбасок) различного размера посредством раскатывания между ладонями или ладонью и поверхностью стола.

- Соединение: присоединение деталей модели друг к другу путём прижимания и тщательного заглаживания места соединения.

- Прищипывание: оттягивание и заострение малого края детали с помощью большого и указательного пальцев.

Лепка в детском саду: подготовка и развитие.

Лепка, подобно любому другому виду искусства, требует специальной подготовки и использования специфических инструментов. Для того чтобы каждый ребёнок в детском саду мог заниматься лепкой, необходимо обеспечить его индивидуальным набором приспособлений.

Необходимые материалы:

- Доска для лепки;

- Материл для моделирования (пластилин);

- Вода;

- Чистые тряпочки;

- Стеки.

Сюжетная лепка способствует развитию у ребёнка пространственного и трёхмерного мышления. Этот процесс является длительным и трудоёмким, поскольку ребёнку необходимо создать не одну, а несколько объёмных фигурок, связанных единым сюжетом, идеей или взаимодействующих между собой. Можно сказать, что ребёнок учится создавать свою пластилиновую сказку, выбирая понравившийся сюжет. Ребёнок должен слепить нескольких персонажей, разместить их в соответствии со своим замыслом и дополнить сюжет окружающими предметами. Таким образом, формируется полноценная композиция, представленная на определённой платформе. На начальном этапе ребёнок воспринимает платформу как простую плоскость для размещения предметов, не задумываясь о её оформлении снизу. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей оформлять композицию в полном объёме: создавать объёмную подставку с декоративными элементами и логично располагать предметы на ней. Например, на подставке могут быть вылеплены грунт, трава, цветы, нора, где живёт лиса или мышка, дерево с белкой. Композиция должна напоминать сюжет из сказки или реальной жизни.

Важно помнить, что композиция – это не просто набор отдельных образов, а отражение взаимосвязи и взаимодействия между ними.

Роль осязания и зрительного восприятия в развитии изобразительных способностей.

Считается, что зрение играет доминирующую роль в познании окружающего мира. Однако на начальных этапах формирования образа у детей осязание служит основой для зрительного восприятия. Прежде чем обучать детей изображению предмета, необходимо научить их его внимательно рассматривать, исследовать и выделять основные характеристики.

Обучение рисованию должно начинаться с демонстрации реального объекта или игрушки. Ведущим методом обучения формообразующим движениям является показ, сопровождаемый кратким и точным объяснением действий. Использование образной речи усиливает эффективность показа и создаёт основу для перехода к вербальным инструкциям в будущем. Слово, как метод руководства, также применяется при организации восприятия объекта: оно помогает сфокусировать внимание детей на тех качествах, которые они должны будут изобразить.

Исследование объекта должно проводиться в определённой последовательности: восприятие целостного образа, выделение основных частей, повторное целостное восприятие. После рассмотрения дети приступают к лепке. Воспитатель должен постоянно руководить процессом лепки, используя различные педагогические приёмы. Процесс лепки требует тонкого анализа и синтеза объёмных свойств объекта, с которым ребёнок не может справиться самостоятельно. Взрослые должны оказать ему необходимую поддержку.

В заключение можно отметить, что сюжетная лепка играет важную роль в развитии изобразительных способностей дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, а также формирует необходимые для школьного обучения ручные умения и навыки. Сюжетная лепка способствует развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного и умения понимать его многообразие.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Определение творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаОпределение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Определение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для успешной образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сюжетная лепка как инструмент формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2025 в 18:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетная лепка как инструмент формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анатольевна Ишбулатова (УИ 3356538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД