Анастасия Федоренко
Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Польза дыхательной гимнастики для детей
Дети, в отличие от взрослых, более подвержены заболеваниям бронхов и легких. Причинами этого являются строение дыхательной системы ребенка, в связи с чем уменьшается способность организма детей сопротивляться инфекциям.
Публикация «Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников» размещена в разделах
Особенности органов дыхания детей, отличающие их от взрослых, являются решающими при возникновении заболеваний бронхолегочной системы. В первую очередь, нос ребенка значительно меньше носа взрослого человека, а значит, его носовые ходы более узкие. Из-за этого дети подвержены такому заболеванию как ринит (насморк). Сужение носовых проходов у детей идет вследствие набухания слизистой оболочки носа, которая очень чувствительна из-за наличия большого количества кровеносных сосудов. В результате ребенок не может дышать через нос. Он начинает вдыхать ртом, таким образом, инфекция легко проникает в легкие и бронхи. Также дыхание через нос защищает легкие от проникновения холодного воздуха, а если ребенок дышит ртом, то холодный воздух попадает в организм, не нагревшись. Это и приводит к различного рода заболеваниям дыхательной системы. Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения
несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.
Особенно дыхательная гимнастика полезна детям, довольно часто белеющим
простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления легких,
детям, страдающим бронхиальной астмой.
«КОСИМ ТРАВУ».Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения
несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.
Особенно дыхательная гимнастика полезна детям, довольно часто белеющим
простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления легких,
детям, страдающим бронхиальной астмой.
«КОСИМ ТРАВУ».
2. «Берёзка».
Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.
3. «Ветерок».
Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос.
4. «Аромат цветов».
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
5. «Лягушка» (по методу Б. Толкачёва).
Исходное положение – упор лёжа, руки выпрямлены. На счёт раз – упор присев, делая мощный выдох; на два – вернуться в исходное положение толчком, делая вдох. Повторить 2-3 раза.
4. «Пловцы».
Исходное положение – стоят прямо, ноги врозь, руки опущены. Вдох – левую руку поднять, выдох – мах левой рукой вниз. Вдох – правую руку поднять, выдох – мах правой рукой вниз.
Повторить по 5-6 раз.
5. «Дельфин плывёт».
Исходное положенижее – стоят прямо, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Вдох - выдох - наклониться вперёд и коснуться правым локтём левого согнутого колена. Выпрямиться в исходное положение. Вдох - выдох - наклониться вперёд и коснуться левым локтём правого согнутого колена. Повторить по 5-6 раз.
6. «Акула» (по методу К. Бутейко).
Исходное положение – стоят прямо. Сделать глубокий резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки («над нами проплывает акула»). Нос закрыть пальцами. Задержка дыхания длится столько, сколько смот выдержать ребёнок. Повторить 1-2 раза.
7. «Волны шипят».
Исходное положение – сидят на коленях, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 5-6 раз.
8. «Сон на берегу моря».
Дети слушают шум моря («Григ и звуки океана»). Взрослый говорит детям, что им снится море, что они лежат и загорают. Солнышко и вода ласкают тело. Летит бабочка, выбирает на кого сесть. Бабочка улетела и нам пора возвращаться.
Упражнение «Ёж».
Дети ложатся на спину (на ковёр, руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Еще одним уязвимым местом в организме детей является глотка. Она отличается маленькими размерами и узостью. Недостаточное развитие глоточного лимфатического кольца позволяет инфекции легко проникать в дыхательную систему. Не менее чувствительной к воздействию инфекции является и гортань. Она находится в передней части шеи и имеет воронкообразную форму. Состоит из мягких хрящей и тонких мышц. Слизистая оболочка гортани насыщена кровеносными сосудами и очень нежная. В случае воспалительного процесса, лимфоидная ткань гортани быстро набухает, что мешает ребенку полноценно дышать.
Гортань переходит в трахею и бронхи. При этом у детей раннего возраста просвет трахеи имеет эллипсоидную форму, позже же он приобретает форму круга. Трахея покрыта нежной слизистой оболочкой, насыщенной кровеносными сосудами и слизистыми железами. Трахея переходит в бронхи в месте бифуркации (разделении на два бронха). При этом у детей до 3 лет бифуркация расположена на уровне 3 позвонка грудного отдела, а у детей от 3 лет – на уровне 5 позвонка грудного отдела. Бронхи являются важным участком воздухопроводящих путей. Они проводят воздух в легкие, а затем выводят его из организма. Если проводить аналогии, то бронхи похожи на дерево, перевернутое кроной вниз. Ветви бронхов называются бронхиолами, которые переходят в альвеолы. Альвеолы по виду схожи с маленькими пузырьками. Из них состоят легкие.
Основная функция альвеол – газообмен. Он происходит благодаря деятельности капилляров, окружающих альвеолы. Они всасывают кислород, а затем отдают углекислый газ, который через бронхи выводится из организма во внешнюю среду. Если в организме возникает воспалительный процесс, возникает дыхательная недостаточность.
Болезни бронхов могут возникнуть по ряду причин. Например, из-за воздействия холодного или горячего воздуха, а также из-за неблагоприятной экологической ситуации городов, где высока степень загазованности воздуха. В результате у детей часто закупориваются слизью просветы бронхов и возникает бронхит.
Дети непрерывно растут, а вместе с ними растут и легкие. Так, на первом году жизни объем легких равен 65–67 мл, а после 7 лет он уже в 8 раз больше.
Если ребенок здоров, его дыхание равномерно и спокойно. До 2 лет дети делают вдох и выдох 30–35 раз в минуту, в возрасте 5–6 лет – почти 25 вдохов-выдохов, а к 15 годам они вдыхают уже 18–20 раз в минуту. Если ребенок болен, его дыхание сразу же сбивается, становится тяжелым и напряженным. Нередко ребенку приходится прилагать усилия, чтобы сделать глубокий вдох.
Нарушение дыхания происходит вследствие усложнения прохождения воздуха по воздухоносным путям. Чаще всего в первую очередь страдает нос ребенка. Его носовые ходы сужаются, и ребенок начинает дышать через рот. Это может привести к сужению нижних отделов дыхательного тракта (гортани, трахеи, бронхов). Последствиями нарушения работы органов дыхания могут быть :
• нарушение вентиляции легких;
• одышка;
• нарушение газообмена;
• болезни сердечно-сосудистой системы;
• изменение обмена веществ;
• снижение защитных и приспособительных реакций организма.
Часто, заболев, ребенок старается меньше двигаться, и родители также не разрешают ему заниматься физическими упражнениями. Но это только ухудшает ситуацию. Следует знать, что дыхательная гимнастика позволяет организму восстановиться и начать бороться с болезнью. Поэтому в процедуру комплексного лечения обязательно следует включать упражнения, направленные на развитие дыхательной системы. Гимнастические упражнения, способствуют лучшему насыщению организма кислородом, увеличивают газообмен и укрепляют дыхательные мышцы. В результате происходит усиление легочного кровообращения, что положительно сказывается на работе сердца. А это в свою очередь ведет к насыщению всего организма питательными веществами.