Ирина Ланг
Сюрпризные моменты в сказке
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюрприз» в переводе с французского означает «неожиданность», «новость». Это что - то такое необыкновенное, волшебное, что вызывает удивление, радость, восторг. И сейчас нам педагогам, работающим с дошкольниками трудно представить себе занятия без использования сюрпризного момента. Ведь когда возникает сюрпризная ситуация на занятии дошкольники оживляются их деятельность активизируется, материал усваивается более эффективно, внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. За счёт этого усвоение знаний умений и навыков происходит непреднамеренно. Естественно все сюрпризные моменты должны быть тесно связаны с темой занятия. Условно сюрпризные моменты можно разделить на несколько групп:
Темочки:
Для чего мы читаем сказки?
Самые первые литературные произведения, с которыми знакомится человек – это сказки. Всеми нами любимые русские народные сказки такие, как «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Курочка ряба» и т. д. Сегодня в нашу жизнь входят другие сказки не менее красивые и добрые. Современные дети предпочитают смотреть сказки по телевизору или компьютеру. Больше всего им нравятся «Машины сказки», сказки про драконов и фей. Также любят слушать аудиосказки, которые тоже в великом множестве можно найти в интернете и послушать в режиме онлайн.
Некоторые сказки настолько проникают в душу ребенку и ему запоминаются, что сюжет полюбившейся сказочной истории он начинает переносить в свою жизнь. Он представляет себя героем этой сказки и соответственно переживает все те волнения, что и его любимый сказочный персонаж. Многие дети, поддавшись впечатлению волшебных историй, переносят сюжеты сказок в свою не только детскую жизнь, но и во взрослую. Например, девочка, которой понравилась сказка «Золушка», всю свою дальнейшую жизнь мечтают о том, что когда-то в ее жизни появится тот самый принц, который сделает ее счастливой, подарит ей королевство и любовь. Она согласна на тяжелую работу, переносит обиды и несправедливости в надежде на награду – чудесное преображение в принцессу. К сожалению, в реальности редко бывают случаи, когда «Золушка – рабыня» превращается в «Золушку- принцессу».
Сюрпризы с использованием волшебных предметов Использование сказочных слов, заклинаний Использование магических действий Появление сказочного персонажа. Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, различные предметы, доступные восприятию и пониманию ребё нка Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Примерные варианты сюрпризных моментов
Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как : придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей,все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей’ добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.
2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т. п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будтослетит.
З. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает! под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал… Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать
3. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает вкомнату.
4. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине,прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.
5. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель) : полотенце вокруг головы, на плечах, в руках — таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во времяумывания в режимных процессах.
Играя в сказку использую разные виды театра. Детям нравится рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать творческую фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказки. Сказка у нас присутствует во всех режимных моментах; умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся со сказкой. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал с творческими заданиями, проблемными вопросами, ситуациями. Разбираем содержание сказки по вопросам, по сюжету. Дети знают название сказок, узнают сказки по иллюстрациям, могут вести диалог по разным сказкам, отличают злых и добрых сказочных персонажей. А также с детьми разучиваем физкультминутки «Сказки», пальчиковые игры «Любимые сказки» играем в подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пёс», «Зайка беленький сидит». Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи как ходит, рычит медведь, лисичка, прыгает зайка, катится ёжик и. т. д. Игры на имитацию голосу «Кто как кричит». В группе богатый дидактический материал. «Собери сказку», «Из какой я сказки», «Помоги колобку «Пазлы — Сказки», «Сказка за сказкой» Сказка –это не заменимый инструмент формирования речи и личность в целом. Восприятие сказки особым интегрированным видом деятельности, который способствует решению образовательных задач в рамках ФГОС. В дальнейшей своей работе планирую повысить желание детей слушать, драматизировать сказки которые способствуют развитию речи. Ведь сказка это чистота, доброта, которая воспитывает бережное отношение к окружающему миру.