Ирина Юдина
Тема: «Самообслуживание — вид трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Публикация «Тема: „Самообслуживание — вид трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
В дошкольном возрасте, как на первом этапе трудового воспитания, происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Актуальность.
Одним из важных видов труда дошкольников является самообслуживание.
На современном этапе складывается тенденция в семьях замещать действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад, проступает неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых людей.
Это показывает актуальность данной темы.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (умение одеваться, раздеваться, принимать пищу, осуществлять санитарно-гигиенические процедуры).
Самообслуживание формируется под воздействием воспитания, при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.
Работая с детьми раннего возраста и младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
Таким образом, проблема воспитания навыков самообслуживания стоит достаточно остро.
Работу по данной теме я начала с детьми раннего возраста и продолжаю до настоящего времени с детьми младшего дошкольного возраста. Была проведена диагностика.
Результаты диагностики на начальном этапе:
Исходя из этого, я поставила перед собой цель:
Цель: Формировать навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач.
Задачи:
-Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
-Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
-Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
-Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
-Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
-Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Вывод:
Опыт моей работы показывает, что при систематическом, целенаправленном, грамотном педагогическом руководстве становление самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания дети достигают хороших результатов. В дальнейшем, при переходе в старшие группы дети быстрее осваивают любую другую деятельность, так как у них уже заложены основы самостоятельности.
Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, потом он начинает сам выполнять отдельные действия и наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Наблюдается положительная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем навыков самообслуживания.
Результаты промежуточного мониторинга в декабре 2014 года подтвердили эффективность проделанной работы.
Я уверена: труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.