Юлия Канева
Проект «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проблемы
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности, без самостоятельности личность не становится полноценной.
Публикация «Проект „Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания“» размещена в разделах
Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «Я сам», и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения показывают, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать неопрятность в своей одежде, обращаться к взрослому и с его помощью приводить себя в порядок.
Существует немало эффективных приемов вовлечения малышей в труд по самообслуживанию. Так, положительный пример товарища, если он одобрен взрослым, вызывает у ребенка желание подражать. Интерес к самообслуживанию возникает у детей и тогда, когда педагог с помощью игровых приемов, игрушек, настольного кукольного театра вводит элементы игры, драматизации (куклу одевают, раздевают, укладывают спать и пр.). Игры в «спектакли» воспитатели могут придумывать сами, используя факты из жизни детей.
Формировать у малышей самостоятельность в процессе одевания, раздевания следует постепенно. Вначале педагог учит детей отдельным действиям, подробно показывая и объясняя, как их нужно выполнять. Важно при этом, чтобы объяснения и показ чередовались с аналогичными действиями самого малыша. Такой подобный характер обучения обусловлен тем, что двухлетний ребенок не способен одновременно усвоить и само действие, и способ его выполнения, и его место в ряду других действий. К тому же незнакомые малышу приемы могут вызвать у него боязнь, неуверенность в своих силах. Если ребенок не может сразу следовать образцу, воспитатель повторно демонстрирует нужное действие, либо оказывает непосредственную помощь. По мере овладения детьми навыками самообслуживания педагог переходит от показа к словесным объяснениям, напоминаниям правил выполнения того или иного процесса, а также конкретных действий и их последовательности. Это способствует закреплению навыков.
Труд ребенка по самообслуживанию должен завершаться наглядным результатом. Увидеть этот результат ему помогает взрослый. Например, педагог обращает внимание детей на то, что их товарищ постарался, приложил усилия и надел свитер сам. Воспитатель в любых случаях выражает одобрение по поводу проявления малышами активности, самостоятельности, оценивая не столько качество труда, сколько старания ребенка.
Под особый контроль педагог берет детей робких, неактивных, а также тех, кто часто проявляет упрямство или слишком непоседлив, подвижен. В каждом конкретном случае он использует специфические приемы. Робкого ребенка следует похвалить за старание — это вызовет у него желание сделать самостоятельно что-то еще. Если малыш упрямится и не хочет снимать ботинки (надевать рубашку и пр., не надо укорять ребенка — лучше переключить его внимание на другой объект. Так с помощью разнообразных приемов создается положительно-эмоциональная атмосфера, которая вызывает у детей интерес к самостоятельным действиям, стремление выполнять их.
2. Анализ ситуации в группе
На сегодняшний день ситуация по данной проблеме:
70% детей совсем не одеваются самостоятельно
20 % детей начинают одеваться
10% детей самостоятельно одеваются, только просят о помощи привести их в порядок.
Становление caмостоятельности (и что даже важнее - потребности быть самостоятельным) связано с отделением ребенка от матери, умением обходиться без ее неизменной поддержки и постоянного присутствия. До некоторых пор ребенок зависит от матери и нуждается в ней, но наступает момент отделения, и малыш начинает опираться на себя и поддерживать себя сам.
Стихийное поведение ребенка не имеет ничего общего с его самостоятельностью, за которой всегда стоит взрослый. Ребенок растет, и воздействие взрослых на него становится все менее явным. Постепенно на основе формирования норм поведения и привычек формируется подлинная самостоятельность.
Ее уровень повышается по мере увеличения возможностей ребенка выполнять сложные физические и умственные действия. Умение одеться без помощи оценивается как проявление самостоятельности у трехлетнего малыша. Самостоятельность не развивается без первого подчинения требованиям взрослых и одновременного развития собственной инициативы ребенка. Чем лучше ваш ребенок осмыслил и освоил правила поведения, тем шире его возможности для самостоятельного их применения в новых условиях.
Формирование самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились самостоятельно одеваться, оказывать помощь друг другу. Необходимо еще сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями.
Данный возраст - период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.
3. Цели и задачи проекта :
Цель: формировать самостоятельностьу детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания.
Задачи:
1. Повышение профессионального уровня в вопросах формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
2. Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей в процессе одевания.
3. Совершенствование развивающей среды с целью создания условия для развития самостоятельности.
4. Дать элементарные представления о последовательности одевания, учить пользоваться алгоритмом одевания.
5. Развивать у детей стремление к самостоятельности одевания и раздевания;
4. Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит увеличить количество детей, которые одеваются самостоятельно на 100% (27 детей, количество детей, которым необходима помощь взрослого на 74% (20 детей). Сократить количество детей, которые совсем не одеваются самостоятельно на 90% (24 детей).
Сроки реализации: 1 учебный год.
5. Программа проекта
I этап - Повышение профессионального уровня в вопросах формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
II этап - Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей в процессе одевания.
III этап - Совершенствование развивающей среды с целью создания условия для развития самостоятельности.
IV этап - Активизация работы с детьми о последовательности одевания, учить пользоваться алгоритмом одевания.
Vэтап – диагностика (в конце учебного года). Подведение итогов реализации проекта.