Евгения Щербакова
Связная речь, её формы и особенности формирования у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь, её формы и особенности формирования у детей дошкольного возраста
Психологические исследования Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, И,А. Зимней, А. А. Леонтьева, А,М. Леушиной, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и многих других ученых раскрывают природу образования связной речи, проблемы ее развития, а также взаимосвязь речи и воображения. С точки зрения вышеописанных исследователей, связная речь понимается как логическое развернутое, имеющее последовательность и образ, изложение сути явления или предмета. Рубинштейн отмечает, что с точки зрения говорящего любая речь, в которой передается его мысль, является связной речью. Структура фразы показывает степень установления ребенком связи между предметами или явлениями. Иными словами, связная речь является такой речью, которая становится понятной благодаря ее собственному предметному содержанию. Понимание связной речи не требует учета ситуации речевого общения, она понятна в своем контексте. Понятность связной речи является основной характеристикой. Несвязной же речь может быть вследствие двух причин. Мысль говорящего не содержит связей, либо связи эти не осознаны самим говорящим. Также мысль говорящего может содержать связи, которые он не имеет возможности выразить в речевой форме.
Темочки:
Процесс речевого общения ребенка характеризуется тем, что в ней отсутствует связное смысловое целое, «контекст», на основе которого слушатель мог бы ее понять. Характер и особенности связной речи демонстрируют речевое и умственное развитие ребенка. Речевое общение характеризует также и эмоциональную сторону развития детей дошкольного возраста. Одновременно с развитием мышления ребенка развивается и его навык связного высказывания.
Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь» изложил суть проблемы соотношения речи и мышления. Переход от мыслительной к речевой деятельности является, по его словам, сложным процессом членения мысли для воссоздания ее в форме слов.
Связная речь и речевое общение развиваются не только в функциональном аспекте, но и в коммуникативном. Важно помнить, что навыки связной речи имеет тесную связь с уровнем развития ребенка, его способностью к анализу, сравнению. Также, исходя из навыка связной речи, который имеется у ребенка, можно судить о его уровне владения словарем, грамматическими конструкциями и звуковым аспектом.
Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, В. М. Леушина, С. Л. Рубинштейн рассматривали в своих исследованиях развитие у дошкольников навыков монологической и диалогической речи. Характеристика особенностей каждой из указанных форм речи доказывает, что дети младшего возраста развивают в себе речевые навыки, начиная с диалога. Кроме того, диалог и монолог имеют совершенно разные лингвистические средства, а также психологическую природу.
Для диалогической речи характерной чертой является ситуативность, связь с окружающей обстановкой, в контексте которой проводится беседа. Также диалогическая речь характеризуется тем, что очевидность последующего высказывания обусловлена предыдущим. Диалог непроизволен, а каждая реплика в нем является непосредственной вербальной реакцией на невербальный стимул (высказывание, которое полностью копирует предыдущее высказывание.
Монологическая речь развивается на основе диалога. Суть монолога состоит в мысленном обращении к реальному либо воображаемому слушателю. Эта черта делает монологическую речь похожей на внутреннюю речь. Как вид речи монолог имеет организованную, произвольную структуру, которая требует наличия специализированного речевого воспитания. Произвольность в монологической речи предполагает навык избирательного использования языковых средств, которые были бы наиболее уместны в том или ином высказывании.
В ходе исследований механизма возникновения связной речи у ребенка выявлено, что на 1-2 году жизни закладывается ее основа. Происходит непосредственно-эмоциональное, практическое общение взрослого и ребенка, речь постепенно приобретает связный и развернутый характер. В период 4-5 лет устная речь ребенка, который много взаимодействует со взрослыми, становится богаче и полнее. Тем не менее, ни один ребенок, каким бы богатым ни был его словарный запас и развернутость речи, не осознает механизма осуществления речевой деятельности. Разговаривая, ребенок обращает внимание только на содержательную часть речи, которая связана с восприятием предметов вокруг него, а также с мыслями и образами, которые он пытается обозначить в речевом общении. Только в редких случаях ребенок задумывается о том, каким образом нужно произнести то или иное слово. С. Л. Рубинштейн, основываясь на коммуникативной функции речи, выделил два вида речевой деятельности.
1) ситуативная речь – особенностью ее является то, что речь главным образом изображает, чем высказывает. Во время говорения ребенок пользуется в большей степени выразительными средствами (мимика, жесты, интонация, инверсии, повторения и т. д., не уделяя внимания значению слов. Данный вид речи характерен для маленького ребенка, так как он выражает свое восприятие действительности, а не отвлеченного ее содержания. Ситуативность речи маленького ребенка направлена по отношению к тем людям, которые объединены с ним общностью переживаемого явления. По мере взросления в речи ребенка все еще сохраняются эмоции и средства выразительности, но к ним добавляется связный смысловой контекст. Ситуативная речь ребенка не имеет содержания, не отражает частную ситуацию, контекст. Речь ребенка помогает ему общаться с людьми, которые находятся в его окружении, с его родными и близкими, которые живут его интересами, понимая речь с полуслова. Маленький ребенок пользуется диалогической речью даже когда общается в форме монолога. Он разговаривает с реальными или воображаемыми собеседниками, либо сам с собой, но общается всегда с помощью диалога, а не простой монологической речью.
2) контекстная речь – появление ее в речи ребенка связано с изменением характера общения ребенка с окружающими людьми. Постепенно происходит построение смыслового контекста в речи ребенка. Познавательная активность его усложняется, функция речевого сообщения требует от речи ребенка большей развернутости. Те средства выразительности, которыми он пользовался ранее, не обеспечивают ясности его высказываний. Согласно психологическим исследованиям, появление связной монологической речи у ребенка наблюдается уж в 2-3 года, а к 4-5 годам происходит переход от внешней речи к внутренней (контекстной).
Ж. Пиаже в своих исследованиях отмечает, что младший и средний дошкольный возраст характеризуется монологизацией речи ребенка. Этот процесс определен содержанием и характером того, что ребенок говорит. В зависимости от того, каковы задачи и условия общения, речь ребенка может быть или ситуативной, или связной. По мнению Леушиной, пересказ как средство выражения мысли имеет последовательный характер, строгое синтаксическое оформление, развернутость речи.
Зависимость характера детской речи от содержания и условий общения подтверждается исследованиями З. М. Истоминой. В ситуации, когда материал хорошо известен слушателю, ребенок не испытывает потребности давать развернутое высказывание. Передача же неизвестного для слушателя содержания побуждает ребёнка мобилизовать силы на решение коммуникативной задачи и дать полное, последовательное изложение. В исследованиях психологов Р. Е. Левиной, А. Н. Леонтьева, В. Е. Сыркиной и др. указывается на то, что в пределах разговорно-бытового стиля происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Сфера общения ребёнка со сверстником, начиная с трех лет, более вербализована, она стимулирует в большей степени к использованию речи, чем к коммуникации со взрослым. Взрослый легко понимает ситуативную речь ребёнка. Сверстник воспринимает своего партнёра только в конкретной, наличной ситуации. Вследствие этого детям для взаимного понимания необходимы развернутые, то есть контекстные высказывания. В общении со сверстниками речь ребенка становится связной и лексически более разнообразной.
Речевое общение является мотивированным процессом коммуникации между его участниками, направленным на реализацию целевой установки. Этот процесс протекает в форме обратной связи в том или ином виде речевой деятельности. Речевое общение является компонентом любого другого вида деятельности, будь то трудовая, общественная либо познавательная деятельность. Педагогические и психологические исследования объясняют несовершенные речевые формы дошкольников тем, что они испытывают трудности с овладением связной речью. Усвоение родного языка, по мнению Г. П. Беляковой, Е. Н. Негневицкой и др., является творческим процессом, это не просто подражание, воспроизведение образцов речи или неосознанное усвоение языковых норм. Усвоение родного языка для ребенка – развитие языковых обобщений, а также элементарное осознание сути языковых явлений. Процесс развития вышеописанных языковых компонентов происходит вне обучения, во время языкового общения. Полноценность общения будет обеспечена только в случае усвоения ребенком речевых действий и умений. Рассмотрим список необходимых речевых действий и умений:
1) Ориентация в ситуации и содержании общения: осознание коммуникативного намерения, т. е. желание активно общаться; умение определять предмет речи по его приметам, заглавию и началу, а также умение выявить общий характер речевого произведения.
2) Планирование дальнейших речевых действий: уточнение задачи восприятия, умение подготовиться к возможному возражению собеседника, а также навык поддержки мнения собеседника.