Папки-передвижки

Связь фонематического восприятия и ошибок на письме

Мурзина
Связь фонематического восприятия и ошибок на письме
▼ Скачать + Заказать документы

Связь фонематического восприятия и ошибок на письме

Учитель-логопед

МОУ «Средняя школа № 6»

Г. Переславля-Залесского

Мурзина М. Д.

Фонематическое восприятие. Связь фонематического восприятия и ошибок в письменной и устной речи.

«- Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки. Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и объясняла-все без толку…»

Публикация «Связь фонематического восприятия и ошибок на письме» размещена в разделах

Сейчас,наверное, каждый учитель вспомнил хотя бы одного ученика своего класса… Почему же ребенок без конца может делать «глупые» ошибки, по мнению взрослых людей? Давайте разбираться.

Наша речь состоит из множества компонентов. Логопедическое обследование ребенка любого возраста подразумевает обследование всех компонентов речи, в том числе и слуха. И если физический слух- это способность слышать различные звуки, то фонематический слух – это один из тех важных компонентов, который помогает ребенку правильно овладеть навыками письменной речи и чтения. Если остановиться подробнее на понятии «фонематический слух», то это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух -это часть физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, и как уже было сказано контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем. Фонематический слух входит в понятие «фонематическое восприятие» — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно.

Когда ребенок приходит в школу в 1 классе вводится понятие «звуковой анализ» – это способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их в письменной форме (появляется после 5 лет, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма. Если фонематический слух не развит, то появляются проблемы при освоение звуко-слоговой системы русского языка. Фонематическое восприятие первая ступень в движении к овладению грамотой, а вот звуковой анализ – вторая. Формирование фонематического восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот надо рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. С другой стороны, так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

При несформированности фонематического восприятия ребенок не различает слова схожие по звучанию, он как иностранец, воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

Признаки нарушений фонематического слуха :

• нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков «миска – мишка»);

• нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);

• нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

• развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;

• развитие умения делить слова на звуки;

• развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;

• развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком

Рассмотрим несколько упражнений в игровой форме для учеников младшей школы.

• Игра «Отгадай что звучало»

Взрослый показывает ребенку, какие звуки издают различные предметы (музыкальные инструменты, звучащие игрушки). Дает их потрогать и разрешает самому шуршать бумагой, постучать в барабан, погреметь погремушкой, подудеть в дудку. Затем предлагает ребенку отвернуться и отгадать, что звучало.

• Игра «Где звенит?»

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, а взрослый звенит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление.

• Игра «Звуки вокруг нас»

Для этой игры необходимы аудиозаписи природных звуков: шум дождя, ветра, гром, журчание ручья, морской прибой, пение птиц, голоса животных. Звуки города: шум толпы, машин. Обсудите услышанные звуки, какие из них похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных - по звучанию.

• Игра «Угадай, кто кричит»

Взрослый показывает ребенку игрушечных животных, подражает их крику. Затем прячет их за ширмой и просит малыша угадать, кто пришел в гости.

• Игра «Узнай свой голос»

Вам нужно записать голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте запись вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос, к его звучанию надо привыкнуть.

• Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. Можно попросить малыша произнести сочетание звуков или слогов:

• А, О, У, И

• А-У, А-И, О-А

• А-О-У, А-У-И, И-У-А

• ТА, ПА, МА, НА

• ТА-МА, ПА-МА, МА-НА и т. д.

Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны.

• Игра «Коробочки

Нужно взять небольшие коробочки (начинаем с двух, затем можно увеличить до пяти, наполнить их разными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В них можно насыпать песок, крупу, горох. Положить кнопки, скрепки, пуговицы, монетки. Взрослый берет коробочку, трясет ее, а ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Он должен на слух определить содержимое.

Упражнения для развития фонематического слуха младших школьников.

Упражнение № 1. «Назови слова» - (Для развития слуховой дифференцировки)

Задание № 1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т. д.).

Задание № 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д.).

Задание № 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.)

Упражнение № 2. «Поймай звук»- (Обучение звуковому анализу слова, слога)

Задание №1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т. д., сразу хлопнешь в ладоши.

Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова. (Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.)

Задание №2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. (Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т. д.) Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Задание №3. Я произнесу слоги, скажите какой в них одинаковый звук? (са, со, су, сы)

Задание №4 После произнесенного слова, дети выписывают только гласные буквы, затем записывают слово целиком: О А КОЗА

Из четко произнесенного предложения нужно записать схему и в ней записать только гласные буквы из слов (Кошка спит. О А И.)

Упражнение № 3. «Играем со словом»- (Обучение звуковому облику слова)

Задание № 1. «Придумай слова, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т. д.

Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван».

Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т. д.

Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т. д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?».

Задание №5 Игра «Магазин». - (Выделение звука на уровне слова).

Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел, а названия фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л] (апельсин, яблоко, сливы, груши).

Задание №6 «Произнеси звуки в обратном порядке».

· Запиши новое слово: кот -, лей -….,

· Запиши слова- перевё ртыши: тут-, тот., иди., шалаш-…

Задание №7 Составь и запиши новое слово из букв данного слова.

Насос – сосна, камыш -, навес., кабан., какой -…

Задание «№8 Прочитай слова и запиши с конца.

Дом мод-, Арбуз у зубра-, Коту тащат уток-…

Упражнение № 4. «Путаница»

«Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую «раз-два»

И приказываю вам

Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение № 5. «Придумай новое слово» Различение звуков в словах – паронимах.

Задание №1 Измени слово, изменив один звук: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым.

Слова для изменения: сок, пил, мел, уточка – удочка, коза – коса, банка-балкабанька.

· Замени первый звук: лук, лак –мак, педаль -медаль, макет, банка-ранка, шар –жар.

· Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп, мел-мель, был-быль, .

· Составить цепочку слов, изменяя только первый звук: сук – лук – тук; точка –дочка - кочка - бочка – почка; день-тень- пень-лень.

Задание №2 Добавь звук, чтобы получилось другое слово.

В начало слова: рот (крот, лён (клён, дал (ждал, мыл (смыл)

В конец слова: вол (волк, бар (барс, зуб (зубр).

Упражнение №6. Собери слова из слогов и букв.

ко сой зёл дав ко на к в б

тюг у сяд до ро га б Ра т со кА

Упражнение № 7. «Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за – са, са – за- са, ба –па, па – ба, ба – па –ба…

Упражнение №8 Кто дальше шагнёт (понятие слог) – подвижная игра.

Вспомните слово, в котором было бы много слогов. На каждый слог вы делаете один шаг. Если в слове 2 слога, вы можете сделать только 2 шага. Чем больше в слове слогов, тем больше вы сделаете шагов.

Учащиеся разделяются на команды. Их может быть несколько. Побеждает та команда, которая сделала больше шагов.

Ошибки на письме – это глобальная проблема учеников всего мира, приносящая головную боль родителям и специалистам, мешающая ребенку в получении удовольствия от процесса обучения. Из всего выше сказанного мы выяснили, что ребенок может делать ошибки на письме не потому что он глупый или потому что он не учит материал или не усваивает его, а потому, что у него не развит фонематический слух. И к сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа младших школьников с неразвитым фонематическим слухом, например, 5 лет назад число таких детей в 1 класса было примерно 40%, в начале 2021-2022 учебного года оно достигло отметки в 60%. А соответственно, в большей части это- будущие неуспевающие дети, ученики с дисграфией и дислексией.

Литература:

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.

3. Козырева Л. М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г.

4. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М. : Просвещение, 1983г.

5. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

6. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.

7. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М. : Просвещение, 1984г

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Фотоотчет «Нерушимая связь времен»Фотоотчет «Нерушимая связь времен» Цель: познакомить воспитанников с историей создания российской Армии. Задачи: Формировать представление у детей о качествах защитника.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Сценарий квест-игры «Остров ошибок» ВидеоСценарий квест-игры «Остров ошибок» Видео НОД «Остров ошибок» (квест-игра) (итоговое комплексное интегрированное открытое занятие в средней группе для родителей)Подготовила: Моисеева.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Фотоотчет о встрече друзей и долгожданном письме «Пермь. Пушкин. Подольск»Фотоотчет о встрече друзей и долгожданном письме «Пермь. Пушкин. Подольск» Сосем недавно Светлана Александровна Большакова писала о том, как состоялась встреча друзей по переписке, о пермских гостях. С каким нетерпением.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Связь фонематического восприятия и ошибок на письме
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 16:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Связь фонематического восприятия и ошибок на письме» (включая файлы) размещена пользователем Мурзина (УИ 2957582) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД