МААМ-картинки

Суть воспитательной технологии проектной деятельности

Вера Ташкина
Суть воспитательной технологии проектной деятельности

Суть воспитательной технологии проектной деятельности заключается в том, что воспитание и развитие личности ребенка происходит через активное участие в создании и реализации образовательных проектов. Это технология, направленная на формирование у детей ключевых компетенций, таких как умение ставить цели, планировать, сотрудничать и решать задачи в ходе реализации конкретных проектов.

Основные принципы проектной деятельности:

Публикация «Суть воспитательной технологии проектной деятельности» размещена в разделах

1. Активная роль ребенка: Дети являются полноправными участниками образовательного процесса, где они активно планируют, решают проблемы и реализуют проектные идеи. Роль воспитателя — это роль наставника и консультанта, который направляет детей, но не делает за них.

2. Практическая направленность: Проекты в проектной деятельности направлены на решение реальных или жизненно значимых задач. Это позволяет детям применять теоретические знания на практике и понимать их важность.

3. Коллективная работа: Проекты часто выполняются в группах, что способствует развитию навыков командного взаимодействия, общения, распределения ролей и ответственности.

4. Исследовательская деятельность: В рамках проектной работы дети учатся исследовать проблему, искать информацию, анализировать полученные данные и делать выводы.

5. Творчество и инициатива: В процессе проектной работы дети развивают свое творческое мышление, проявляют инициативу и находят новые, нестандартные решения.

6. Личностный рост: Проектная деятельность способствует формированию у детей самостоятельности, уверенности в себе, ответственности и умения принимать решения.

Этапы воспитательной проектной деятельности:

1. Постановка цели и задачи проекта: Совместно с педагогом дети определяют, что именно они будут делать, формируют цель проекта.

2. Планирование: Участники проекта составляют план действий, определяют, какие ресурсы и знания им понадобятся для выполнения проекта.

3. Реализация проекта: Дети выполняют проектные задачи, сотрудничают друг с другом, учатся решать возникающие проблемы.

4. Презентация и анализ результатов: Итогом проектной деятельности становится презентация результатов проекта, где дети рассказывают о том, как они реализовали свои идеи и чему научились.

5. Рефлексия: Воспитатель и дети вместе обсуждают, что удалось, что было трудно, какие знания и навыки они получили, что можно улучшить в дальнейшем.

Значение проектной технологии в воспитании:

• Способствует развитию самостоятельности и ответственности.

• Развивает творческие способности и исследовательский интерес.

• Формирует навыки критического мышления и планирования.

• Учит детей работать в команде и решать конфликты.

• Создает условия для эмоционального и личностного роста ребенка.

Проектная деятельность в воспитательном процессе направлена не только на передачу знаний, но и на развитие личности, где ключевым элементом является самостоятельность, инициатива и активное участие детей в образовательном процессе.

Методика проведения воспитательного мероприятия по технологии проектной деятельности состоит из нескольких последовательных этапов, каждый из которых помогает детям включаться в активное творческое взаимодействие, развивая их способности к планированию, сотрудничеству, исследованию и самостоятельной деятельности. Основные этапы методики проведения воспитательного мероприятия с использованием технологии проектной деятельности:

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Выбор и формулировка темы проекта

Цель: Определить значимую для детей тему, которая вызывает у них интерес и желание участвовать.

Методы:

• Обсуждение с детьми актуальных вопросов, ситуаций из их жизни или событий в окружающем мире.

• Коллективное голосование за наиболее интересную тему.

Роль педагога: Направлять обсуждение, помогать формулировать цель проекта, поддерживать интерес детей.

Задача педагога:

• Сформировать у детей интерес к определенной проблеме, вопросу или теме.

• Предложить детям выбрать тему проекта, которая будет им интересна и актуальна.

Пример: Для детей старшего дошкольного возраста (средне-старшая и подготовительная группа) выбрана тема "Музыкальные Сказки-шумелки", где дети будут решать, как и с помощью чего можно исполнить музыкальную сказку на шумовых инструментах.

Примечание: Важно было вовлечь детей в обсуждение и выбор темы, чтобы они ощущали личную заинтересованность.

___

2. Постановка целей и задач проекта

Цель: Совместно с детьми сформулировать, чего они хотят достичь и чему научиться.

Методы:

• Мозговой штурм для обсуждения, что будет результатом проекта.

• Обсуждение возможных задач: исследовать, сделать, изучить.

Роль педагога: Помогать детям формулировать цели в конкретной и понятной форме.

Задача педагога:

• Вместе с детьми обсудить, какие задачи необходимо решить для достижения цели.

• Разработать план действий: кто, что и когда будет делать.

Пример: В данном случае проект был посвящён способу передачи сказки через исполнение на шумовых и музыкальных инструментах, а потому задачи включали:

• Изучение информации о звуках и их видах.

• Планирование по созданию необходимых для озвучивания сказок шумовых инструментов.

• Применение самодельных инструментов в озвучивании музыкальных-сказок-шумелок.

Примечание: Детям предлагалось несколько вариантов озвучек и, соответственно, варианты музыкальных инструментов для самостоятельного изготовления и применения их в сказках-шумелках. Вместе выбрали самые подходящие.

___

3. Разделение ролей и распределение обязанностей (планирование деятельности)

Цель: Разработать пошаговый план действий, распределить роли среди участников.

Методы:

• Составление плана проекта на большом листе или доске.

• Определение задач для каждой подгруппы: кто что будет делать.

• Обсуждение ресурсов (материалы, информация) и сроков выполнения.

Роль педагога: Организовать обсуждение, помочь распределить роли, убедиться, что все поняли свои задачи.

Задача педагога:

• Помочь детям распределить роли в проекте.

• Определить зоны ответственности каждого участника или группы участников.

Пример: В данном проекте дети были разделены на группы:

- 1-я группа детей («Исследователи»): изучали и наблюдают (после ознакомительного занятия с окружающими звуками) какие звуки могут издавать предметы в окружающей среде (на кухне, на улице, дома) – 3 ребёнка с подготовительной группы.

- 2, 3, 4, 5-я группы детей («Практики»): отвечали за практическую часть (изготовление шумовых инструментов): дети средне-старшей группы: мини-шейкеры («шумелки», барабаны; дети подготовительной группы: маракасы и кугиклы.

- 6, 7, и 8-я группы детей («Творители»): отвечали за презентацию «Музыкальных сказок-шумелок» для остальных детей ДОУ, в том числе и участников проекта. Подготовительная группа (6-7 лет) – сказка «Страшный пых», средне-старшая группа: 5-6 лет – сказка «Трусливый заяц», 4-5 лет – сказка-оркестр «Чей голос лучше».

Примечание: Детям предлагался выбор ролей и давалась возможность проявить лидерские и организаторские способности. Учитывая, что участниками этого проекта, помимо детей, были и воспитатели, и родители, то фактически были ещё 2 группы:

- 9-я группа, воспитатели («Инициаторы творчества»): проводили с детьми творческие занятия, беседы, побуждали фантазировать и сочинять сказку (подг.) и нарисовать (старшая) об изготовленном инструменте.

- 10-я группа, родители («Помогатор личного развития»): помогали детям в домашних условиях найти и услышать звуки в быту, создавая дома свой музыкальный оркестр из подручных материалов.

___

4. Реализация проекта

Цель: Воплотить задуманный проект в реальность, выполняя задачи в команде.

Методы:

• Практическая работа в группах или индивидуально.

• Решение проблем и корректировка плана по ходу выполнения.

Роль педагога: Поддерживать детей, помогать в решении проблем, поощрять самостоятельность, контролировать ход работы.

Задача педагога:

• Организовать работу детей, поддерживать их активность и интерес.

• Консультировать и помогать детям в процессе выполнения задач, но не выполнять работу за них.

Пример:

Дети проводят исследования звука, создают музыкальные и шумовые инструменты, рисуют, репетируют выступления.

.Примечание: Важно было создать условия, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость в проекте и принимал активное участие.

___

5. Презентация результатов

Цель: Представить результат работы всему ДОУ (детям и сотрудникам, родителям.

Методы:

• Организация презентации или мини-выступления.

• Демонстрация результатов (плакаты, макеты, видеоролики, выступления).

Роль педагога: Подготовить площадку для презентации, поддерживать детей, настраивать на позитивный результат.

Задача педагога:

• Подготовить детей к презентации результатов своей работы перед сверстниками, педагогами или родителями.

• Организовать обсуждение проекта, дать возможность каждому высказаться.

Пример: Презентация продукта проекта заключалась в следующем:

- мини-музей-выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов;

- выставка рисунков об инструментах;

- мини-выступление и его запись для родителей «Фестиваль музыкальных сказок-шумелок».

Примечание: Дети были поощрены грамотами за творческий подход и самостоятельность.

___

6. Рефлексия и обсуждение

Цель: Проанализировать, что удалось, что можно было сделать лучше, чему научились.

Методы:

• Обсуждение итогов работы: что понравилось, какие трудности возникли, что было наиболее интересным.

Роль педагога: Организовать рефлексию, поощрять детей делиться впечатлениями и делать выводы.

Задача педагога:

• Обсудить с детьми, что у них получилось, чему они научились, какие трудности встретили.

• Подвести итоги, поощрить детей за активное участие.

Пример: «Что нового вы узнали?», «Чему научились?», «Что можно было бы улучшить в следующий раз?».

Примечание: Рефлексия была неформальной и дети могли открыто поделиться своими мыслями и чувствами.

___

Методы и приемы, используемые в технологии проектной деятельности:

1. Обсуждение и мозговой штурм: На этапе выбора темы и планирования педагогу важно организовать коллективное обсуждение, чтобы дети могли высказывать свои идеи и предлагать решения.

2. Исследовательская деятельность: Дети могут искать информацию, исследовать, анализировать материалы, например, книги, интернет, наблюдения.

3. Практическая деятельность: Важным элементом является практическая работа детей, будь то создание поделок, выполнение задач или проведение экспериментов.

4. Творческая деятельность: В процессе проекта дети могут проявлять творчество: создавать презентации, рисунки, сценки, песни или стихи по теме проекта.

5. Коллективное взаимодействие: Работа в группе развивает у детей навыки сотрудничества, учит делегировать задачи и принимать совместные решения.

Публикации по теме:

Циклограммы образовательно-воспитательной деятельности в младшей возрастной группе 1. Циклограмма образовательно-воспитательной деятельности воспитателя в младшей возрастной группе. НОД в соответствии сетки занятий Понедельник.

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город»Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город» С 8 по 12 октября у нас в группе прошла познавательная проектная неделя : Мой дом, мой город». Актуальность проекта: У каждого ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Суть воспитательной технологии проектной деятельности
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 18:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Суть воспитательной технологии проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ташкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД