Вера Ташкина
Суть воспитательной технологии проектной деятельности
Суть воспитательной технологии проектной деятельности заключается в том, что воспитание и развитие личности ребенка происходит через активное участие в создании и реализации образовательных проектов. Это технология, направленная на формирование у детей ключевых компетенций, таких как умение ставить цели, планировать, сотрудничать и решать задачи в ходе реализации конкретных проектов.
Основные принципы проектной деятельности:
Публикация «Суть воспитательной технологии проектной деятельности» размещена в разделах
1. Активная роль ребенка: Дети являются полноправными участниками образовательного процесса, где они активно планируют, решают проблемы и реализуют проектные идеи. Роль воспитателя — это роль наставника и консультанта, который направляет детей, но не делает за них.
2. Практическая направленность: Проекты в проектной деятельности направлены на решение реальных или жизненно значимых задач. Это позволяет детям применять теоретические знания на практике и понимать их важность.
3. Коллективная работа: Проекты часто выполняются в группах, что способствует развитию навыков командного взаимодействия, общения, распределения ролей и ответственности.
4. Исследовательская деятельность: В рамках проектной работы дети учатся исследовать проблему, искать информацию, анализировать полученные данные и делать выводы.
5. Творчество и инициатива: В процессе проектной работы дети развивают свое творческое мышление, проявляют инициативу и находят новые, нестандартные решения.
6. Личностный рост: Проектная деятельность способствует формированию у детей самостоятельности, уверенности в себе, ответственности и умения принимать решения.
Этапы воспитательной проектной деятельности:
1. Постановка цели и задачи проекта: Совместно с педагогом дети определяют, что именно они будут делать, формируют цель проекта.
2. Планирование: Участники проекта составляют план действий, определяют, какие ресурсы и знания им понадобятся для выполнения проекта.
3. Реализация проекта: Дети выполняют проектные задачи, сотрудничают друг с другом, учатся решать возникающие проблемы.
4. Презентация и анализ результатов: Итогом проектной деятельности становится презентация результатов проекта, где дети рассказывают о том, как они реализовали свои идеи и чему научились.
5. Рефлексия: Воспитатель и дети вместе обсуждают, что удалось, что было трудно, какие знания и навыки они получили, что можно улучшить в дальнейшем.
Значение проектной технологии в воспитании:
• Способствует развитию самостоятельности и ответственности.
• Развивает творческие способности и исследовательский интерес.
• Формирует навыки критического мышления и планирования.
• Учит детей работать в команде и решать конфликты.
• Создает условия для эмоционального и личностного роста ребенка.
Проектная деятельность в воспитательном процессе направлена не только на передачу знаний, но и на развитие личности, где ключевым элементом является самостоятельность, инициатива и активное участие детей в образовательном процессе.
Методика проведения воспитательного мероприятия по технологии проектной деятельности состоит из нескольких последовательных этапов, каждый из которых помогает детям включаться в активное творческое взаимодействие, развивая их способности к планированию, сотрудничеству, исследованию и самостоятельной деятельности. Основные этапы методики проведения воспитательного мероприятия с использованием технологии проектной деятельности:
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Выбор и формулировка темы проекта
Цель: Определить значимую для детей тему, которая вызывает у них интерес и желание участвовать.
Методы:
• Обсуждение с детьми актуальных вопросов, ситуаций из их жизни или событий в окружающем мире.
• Коллективное голосование за наиболее интересную тему.
Роль педагога: Направлять обсуждение, помогать формулировать цель проекта, поддерживать интерес детей.
Задача педагога:
• Сформировать у детей интерес к определенной проблеме, вопросу или теме.
• Предложить детям выбрать тему проекта, которая будет им интересна и актуальна.
Пример: Для детей старшего дошкольного возраста (средне-старшая и подготовительная группа) выбрана тема "Музыкальные Сказки-шумелки", где дети будут решать, как и с помощью чего можно исполнить музыкальную сказку на шумовых инструментах.
Примечание: Важно было вовлечь детей в обсуждение и выбор темы, чтобы они ощущали личную заинтересованность.
___
2. Постановка целей и задач проекта
Цель: Совместно с детьми сформулировать, чего они хотят достичь и чему научиться.
Методы:
• Мозговой штурм для обсуждения, что будет результатом проекта.
• Обсуждение возможных задач: исследовать, сделать, изучить.
Роль педагога: Помогать детям формулировать цели в конкретной и понятной форме.
Задача педагога:
• Вместе с детьми обсудить, какие задачи необходимо решить для достижения цели.
• Разработать план действий: кто, что и когда будет делать.
Пример: В данном случае проект был посвящён способу передачи сказки через исполнение на шумовых и музыкальных инструментах, а потому задачи включали:
• Изучение информации о звуках и их видах.
• Планирование по созданию необходимых для озвучивания сказок шумовых инструментов.
• Применение самодельных инструментов в озвучивании музыкальных-сказок-шумелок.
Примечание: Детям предлагалось несколько вариантов озвучек и, соответственно, варианты музыкальных инструментов для самостоятельного изготовления и применения их в сказках-шумелках. Вместе выбрали самые подходящие.
___
3. Разделение ролей и распределение обязанностей (планирование деятельности)
Цель: Разработать пошаговый план действий, распределить роли среди участников.
Методы:
• Составление плана проекта на большом листе или доске.
• Определение задач для каждой подгруппы: кто что будет делать.
• Обсуждение ресурсов (материалы, информация) и сроков выполнения.
Роль педагога: Организовать обсуждение, помочь распределить роли, убедиться, что все поняли свои задачи.
Задача педагога:
• Помочь детям распределить роли в проекте.
• Определить зоны ответственности каждого участника или группы участников.
Пример: В данном проекте дети были разделены на группы:
- 1-я группа детей («Исследователи»): изучали и наблюдают (после ознакомительного занятия с окружающими звуками) какие звуки могут издавать предметы в окружающей среде (на кухне, на улице, дома) – 3 ребёнка с подготовительной группы.
- 2, 3, 4, 5-я группы детей («Практики»): отвечали за практическую часть (изготовление шумовых инструментов): дети средне-старшей группы: мини-шейкеры («шумелки», барабаны; дети подготовительной группы: маракасы и кугиклы.
- 6, 7, и 8-я группы детей («Творители»): отвечали за презентацию «Музыкальных сказок-шумелок» для остальных детей ДОУ, в том числе и участников проекта. Подготовительная группа (6-7 лет) – сказка «Страшный пых», средне-старшая группа: 5-6 лет – сказка «Трусливый заяц», 4-5 лет – сказка-оркестр «Чей голос лучше».
Примечание: Детям предлагался выбор ролей и давалась возможность проявить лидерские и организаторские способности. Учитывая, что участниками этого проекта, помимо детей, были и воспитатели, и родители, то фактически были ещё 2 группы:
- 9-я группа, воспитатели («Инициаторы творчества»): проводили с детьми творческие занятия, беседы, побуждали фантазировать и сочинять сказку (подг.) и нарисовать (старшая) об изготовленном инструменте.
- 10-я группа, родители («Помогатор личного развития»): помогали детям в домашних условиях найти и услышать звуки в быту, создавая дома свой музыкальный оркестр из подручных материалов.
___
4. Реализация проекта
Цель: Воплотить задуманный проект в реальность, выполняя задачи в команде.
Методы:
• Практическая работа в группах или индивидуально.
• Решение проблем и корректировка плана по ходу выполнения.
Роль педагога: Поддерживать детей, помогать в решении проблем, поощрять самостоятельность, контролировать ход работы.
Задача педагога:
• Организовать работу детей, поддерживать их активность и интерес.
• Консультировать и помогать детям в процессе выполнения задач, но не выполнять работу за них.
Пример:
Дети проводят исследования звука, создают музыкальные и шумовые инструменты, рисуют, репетируют выступления.
.Примечание: Важно было создать условия, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость в проекте и принимал активное участие.
___
5. Презентация результатов
Цель: Представить результат работы всему ДОУ (детям и сотрудникам, родителям.
Методы:
• Организация презентации или мини-выступления.
• Демонстрация результатов (плакаты, макеты, видеоролики, выступления).
Роль педагога: Подготовить площадку для презентации, поддерживать детей, настраивать на позитивный результат.
Задача педагога:
• Подготовить детей к презентации результатов своей работы перед сверстниками, педагогами или родителями.
• Организовать обсуждение проекта, дать возможность каждому высказаться.
Пример: Презентация продукта проекта заключалась в следующем:
- мини-музей-выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов;
- выставка рисунков об инструментах;
- мини-выступление и его запись для родителей «Фестиваль музыкальных сказок-шумелок».
Примечание: Дети были поощрены грамотами за творческий подход и самостоятельность.
___
6. Рефлексия и обсуждение
Цель: Проанализировать, что удалось, что можно было сделать лучше, чему научились.
Методы:
• Обсуждение итогов работы: что понравилось, какие трудности возникли, что было наиболее интересным.
Роль педагога: Организовать рефлексию, поощрять детей делиться впечатлениями и делать выводы.
Задача педагога:
• Обсудить с детьми, что у них получилось, чему они научились, какие трудности встретили.
• Подвести итоги, поощрить детей за активное участие.
Пример: «Что нового вы узнали?», «Чему научились?», «Что можно было бы улучшить в следующий раз?».
Примечание: Рефлексия была неформальной и дети могли открыто поделиться своими мыслями и чувствами.
___
Методы и приемы, используемые в технологии проектной деятельности:
1. Обсуждение и мозговой штурм: На этапе выбора темы и планирования педагогу важно организовать коллективное обсуждение, чтобы дети могли высказывать свои идеи и предлагать решения.
2. Исследовательская деятельность: Дети могут искать информацию, исследовать, анализировать материалы, например, книги, интернет, наблюдения.
3. Практическая деятельность: Важным элементом является практическая работа детей, будь то создание поделок, выполнение задач или проведение экспериментов.
4. Творческая деятельность: В процессе проекта дети могут проявлять творчество: создавать презентации, рисунки, сценки, песни или стихи по теме проекта.
5. Коллективное взаимодействие: Работа в группе развивает у детей навыки сотрудничества, учит делегировать задачи и принимать совместные решения.