Ирина
Сущность понятия «Воспитательный потенциал семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее десятилетие ХХ в. в педагогической науке и практике актуальным при взаимодействии с семьей становится развивающий подход, обеспечивающий создание новых условий для развития ее воспитательного потенциала. При этом семья рассматривается как саморазвивающаяся система, способная в изменяющихся условиях менять свою внутреннюю активность и осознанно преодолевать трудности в плане жизнеобеспечения и воспитания детей.
Публикация «Сущность понятия „Воспитательный потенциал семьи“» размещена в разделах
Сущность воспитательного потенциала семьи раскрывается через теоретический анализ его компонентного состава. Проведенный анализ показал, что в исследованиях нет единства в определении содержания структуры рассматриваемого феномена, в работах они варьируются в зависимости от точки зрения авторов на сущность анализируемого понятия. Выделяемые компоненты воспитательного потенциала семьи в каждом исследовании носят как специфический, присущий данной работе характер, так и имеют общие для психолого-педагогических исследований положения. В структуре воспитательного потенциала семьи выделено четыре основных компонента: аксиологический, компетентностный, эмоционально-коммуникативный, организационный.
Аксиологический компонент воспитательного, потенциала семьи представлен следующими составляющими: соблюдением и выполнением членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения и ценностным единством всех членов семьи.
Не менее важным в структуре воспитательного потенциала семьи является компетентностный компонент. Он включает в себя педагогическую компетентность родителей и «социальную компетентность детей в быту и семейной жизни», под чем подразумевается интегративное качество личности ребенка, позволяющее ему быть способным к самопознанию, а также уметь выстраивать отношения с членами семьи и социумом.
По мнению Т. В. Лодкина, А. С. Спиваковской ведущим компонентом является эмоционально-коммуникативный. Он характеризуется особенностями внутрисемейных отношений, а также стилем семейного воспитания. Разлад в отношениях между членами семьи значительно снижает воспитательный потенциал семьи в целом.
Опираясь на исследования В. М. Миниярова, И. А. Койшибаевой, под стилем семейного воспитания понимаются более характерные способы отношений родителей и ребенка, определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Последний компонент воспитательного потенциала семьи – организационный. Выражается в уровне социально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой деятельности, в общении семьи с социумом. Семья, которая имеет высокий уровень самоорганизации, имеет больше возможностей для саморазвития, самоопределения, социальной активности.
Г. И. Белошапка воспитательный потенциал определяет как социально психологический фактор, способствующий личностному развитию человека. По его мнению, воспитательный потенциал образовательного процесса способствует созданию и функционированию воспитательной системы, а также формирует условия для взаимоотношений между участниками воспитательного процесса.
И. В. Герлах отмечала, что воспитательный потенциал образовательного процесса представляется в форме способности к творческой деятельности, который в конечном счете обеспечивает развитие личности в зависимости от ее возможностей и творческих способностей.
Г. В. Дербенева определяла воспитательный потенциал как реальное структурное условие необходимое для создания цели каждой личностью, актуализации различных интересов и потребностей, обеспечение значимой деятельностью, эффективного межличностного общения.
Воспитательному потенциалу образовательного процесса посвящены многочисленные исследования зарубежных авторов. Особое место занимают исследования немецких педагогов, которые определяли «воспитательный потенциал» как основную тенденцию становления и развития воспитательного направления в Германии конца XIX начала XX веков. Именно Германия отличается наличием авторских воспитательских систем, направленных на отражение общечеловеческих и этнокультурных направлений социализации молодого поколения. Поэтому для определения понятия «воспитательный потенциал» часто ссылаются на труды Г. Геголя, И. Канта, И. Песталоцции.
По мнению А. Н. Лутошкина, эффективность воспитательного потенциала зависит от самочувствия личности в коллективе, отражает сложную социальную жизнь с ее нравственными сторонами. А. Г. Кирпичник рассматривал воспитательный потенциал образовательного процесса как социально-культурный феномен, обеспечивающий развитие детей и молодежи.
Для понимания сущности воспитательного потенциала семьи наибольшую ценность для нас представляет позиция М. М. Прокопьевой, определяющая данное понятие через социально-педагогическую самоорганизацию, как деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития усилиями самих членов семьи и ближайшего окружения. Таким образом, «воспитательный потенциал семьи представлен как совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.