Татьяна Сухорутченко
Сущность педагогической технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Известно о том, что массовое внедрение педагогических технологий ученые относят к началу 1960-х гг. К наиболее значимым зарубежным авторам современных педагогических технологий относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественные исследования в данной области прослеживаются в трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л. Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, М. В. Кларина и др.
Публикация «Сущность педагогической технологии» размещена в разделах
Педагогическая технология есть строго научное проектирование и четкое воспроизведение гарантирующих положительный результат действий педагога. Если педагогический процесс держится на заданной системе принципов, то педагогическая технология обозначается как совокупность внешних и внутренних действий, осуществляющих направление на поэтапное воплощение данных принципов, где всецело прослеживается личность педагога. Здесь можно увидеть важный момент, в котором и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» означает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология подразумевает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Теперь мы четко видим, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена при помощи адекватной технологии, используемой дипломированным педагогом.
Можно сказать, что педагогические технологии чаще всего представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Выделяют отличительные признаки данных технологий :
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности[1] .
Доподлинно известно о том, что педагогическая технология неразрывно связана с мастерством педагога. Ведь только в творческом управлении педагогической технологии и проявляется мастерство. Но есть и другая сторона медали, мастерство педагога должно быть на высшем уровне по овладению педагогической технологии, не ограничивающейся операционными компонентами. Нужно помнить, что педагогическое мастерство определяется в большинстве своем личностными параметрами педагога.
Важно помнить, что правильно и качественно разработанные образовательные технологии помогут воспитателю достигнуть наилучшего результата. При работе с детьми все зависит от педагога, который использует любую из технологий. Я думаю, что именно личность педагога, его уровень профессионализма, компетентности играет ключевую роль в выборе педагогической технологии.
Несмотря на все это прослеживается важная методическая проблема в применении технологического подхода к самоанализу профессиональной деятельности педагога [2].
Воспитателям важно помнить, что эффективность осуществления педагогического процесса зависит от позитивного восприятия детьми того материала, который мы им хотим преподнести.
Поэтому, успешную реализацию педагогических технологий может гарантировать только целостный подход педагога к данной проблеме. Если мы будем каждый момент в воспитательном процессе рассматривать как отдельное, разрозненное звено, то и результата будет отрицательным. Педагогическая технология должна нести в себе содержание и способы организации деятельности воспитанников.
Список литературы
1. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Просвещение, 1999.
2. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М. : Педагогика, 1990.