Власов
Сущность и специфика подвижных игр их влияние на развитие физических качеств детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность и специфика подвижных игр
их влияние на развитие физических качеств детей
старшей и подготовительной группы
Игра - это деятельность, отличающаяся от повседневных будничных действий. Впервые в игре проявляется необходимость влияния на окружение, потребность его изменить. Если у человека появляется желание, которое нельзя сразу реализовать то формируются предпосылки игровой деятельности. Игра в выдуманной ситуации избавляет от ситуативной связи. Действия в выдуманной ситуации приводят ребенка к тому, что он учится управлять восприятием предмета или реальных обстоятельств, смыслом ситуации, ее значением.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
У ребенка возникает новое качество - отношение человека к миру: он начинает видеть окружающую его действительность, не только имеющую разнообразную окраску, многообразные формы, но и знание и смысл. С помощью игры происходит формирование всех сторон личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, готовящие к переходу на новую стадию развития. Этим объясняются большие воспитательные возможности игры. Игру специалисты в области психологии считают ведущей деятельностью дошкольников. Именно по этой причине значение игры для процесса формирования личности велико.
Подвижная игра с правилами является сознательной, активной деятельностью ребенка, обладающая точным и своевременным выполнением заданий, объединенных обязательными для всех играющих правилами, и выступает в качестве незаменимого средства пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, физических, ценных и морально-волевых качеств.
Подвижные игры берут начало в глубинах народной педагогики и корнями уходят в глубокую античность. Изучение история появления игр дает возможность понять их воспитательное значение. Почти все виды фольклора подтверждают гипотезы ученых про то, что истоки подвижных игр были заложены в первобытнообщинном строе, но информации об этом практически не осталось. В игре культуры различных народов показывают сходство и большое многообразие. Воспитательная функция в то время еще не была выделена в особую общественную функцию, поэтому все члены общества, при воспитании детей, старались сделать их участниками общественно-производительного труда, передать свой опыт, реализовывая постепенное включение детей в доступные им формы деятельности. В процессе овладения орудиями труда дети постепенно включаются в производственно-трудовую деятельность взрослых.
Следует отметить, что особое место у дошкольников занимают подвижные игры и игры-эстафеты. Начиная с 60-х годов 19 столетия многие исследования были направлены на решение задач, связанных с воспитательным значением подвижных игр. Ученые тех лет высказывали свои мысли о том, что необходимо создать подвижные игры в которых использовались русские народные мелодии, и они отражали бы трудовую жизнь русских людей. Такие педагоги как: Пирогов Н. И., Водовозова Е. Н., Каптерев П. Ф. отмечали, что подвижная игра в физическом воспитании ребенка обладает первостепенным значением как деятельность, которая отвечает его возрастным потребностям, как средство всестороннего развития. Выдающийся русский анатом, психолог и педагог Лесгафт П. Ф. создал оригинальную, не имеющую себе аналогов в мировой педагогике, теорию физического образования и воспитания в России. Значительное место в ней отводится подвижным играм. Многие идеи Лесгафта П. Ф. на сегодняшний день являются актуальными. Он отмечал, что необходимо постепенно и последовательно обучать движениям, совершать переход от простых к более сложным, создавать занятия в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью занимающихся. Лесгафт П. Ф. писал, что в играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью. Каждая игра, должна иметь определенную цель, а форма игры - отвечать этой цели.
Еще следует отметить выдающегося педагога Кенеман А. В. и его вклад в физическое воспитание детей дошкольного возраста. Им была создана в 1960 году методика применения сюжетного рассказа, мини-сказки для объяснения новых подвижных игр. Эта методика активно применяется в работе с детьми и сегодня. Ценность методики заключается в том, что, оказывая влияние на фантазию и воображение, она вводит ребенка в игровой образ.
В настоящее время также многие ученые посвящают свои исследования проблеме подвижной игры как средства гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, основываясь на анализе научно-методической литературы, которая посвящена значению подвижных игр в развитии движений ребенка и формировании у него физических качеств следует, что:
- истоками подвижных игр является моделирование недоступной ребенку деятельности взрослого;
- главной целью создания игр была подготовка подрастающего поколения к жизни и труду;
- проверка готовности к жизни, развитие и совершенствование основных видов движений;
Важным достоинством подвижных игр является то, что в своей совокупности они используют все виды движений, которые свойственны человеку от природы и тем самым являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Быстрота движений, сила, ловкость, выносливость играют важную роль в укреплении здоровья, физическом совершенствовании детей, овладении широким кругом движений. Гармонично развитые двигательные качества играют ключевую роль в играх и различной деятельности детей при изменяющихся условиях среды, помогают проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.
Специфика подвижных игр заключается в быстрой ответной реакции на сигнал. При проведении подвижных игр имеются в наличии неограниченные возможности комплексного использования различных методов, которые направленны на развитие физических качеств личности ребенка. В игре происходит упражнение, закрепление, совершенствование, уже имеющихся навыках, формируются новые качества личности.
В ходе наблюдения за играющими детьми было выявлено, что они намного чаще и охотнее выполняют быстрые движения. В раннем дошкольном возрасте дети догоняют бабочек, катящиеся мячи или обручи. В более старшем возрасте они соревнуются друг с другом в скорости. В то же время ребенок неоднократно повторяет понравившееся движение и применяет его в различных ситуациях. Отмечается, что в играх дети чаще используют более высокие скорости, нежели при простом выполнении заданий, быстро пробежать дистанцию. Игры позволяют выявить резервные возможности скоростных способностей детей, умение мгновенного реагирования действиями на сигнал, которые используют во многих подвижных играх, на старте при беге, в эстафетах.
В играх с внезапно складывающимися непривычными сочетаниями различных движений, требуется проявление ловкости. Показателем высокого уровня развития ловкости у детей является хорошее выполнение движений, которые были включены в подвижную игру с изменяющимися условиями или усложненными дополнительными заданиями. Двигательный навык, который прочно закреплен и выполняется в неизменных условиях, не способствует развитию ловкости. Проявление ловкости обусловлено пластичностью корковых нервных процессов, способностью человека различать темп, амплитуду и направление движений, степенью напряжения и расслабления мышц, особенностью окружающей обстановки. Во всех подвижных и спортивных играх используется ловкость. Она объединяет в себе много двигательных качеств. Подвижные и спортивные игры можно применять для развития мышечной силы у детей дошкольного возраста. Формирование способности проявления мышечных усилий выступает как важное условие развития двигательных умений, поскольку многие упражнения требуют уже сравнительно развитой мышечной силы, например, в беге, прыжках, метаниях, лазание. При отсутствии на достаточном уровне развитой силы, невозможно быстро и долго бегать, высоко прыгать. От того как развиты мышцы и способность управления мышечными усилиями, зависит легкость овладения новыми движениями и эффективность двигательной деятельности.
Выносливость развивается в подвижных и спортивных играх с использованием многократных повторений действий и выполняющихся продолжительное время.
От силы мышц зависит развитие гибкости. Рациональным является применение подвижных и спортивных игр, где гибкость развивается с помощью передвижений преодолевая веса тела, действий с элементами борьбы, переноса груза, включающие в соответствующую деятельность значительное число суставов. С помощью подвижных и спортивных игр где используют бег, прыжки, метание, лазанье, подлезание, перелезание развивают ловкость.
На мой взгляд, подвижные игры занимают ведущее место в удовлетворении биологической потребности ребенка в движении. С их помощью появляются большие возможности для развития физических качеств у детей. К сожалению, многим ребятам бывают не знакомы многие интересные подвижные и спортивные игры, эстафеты, потому как современные дошкольники зачастую перезагружены разными занятиями, кружками, много времени уделяют гаджетам, компьютерным
играм. Результатом этого является то, что подвижные игры уходят из жизни дошкольников, а вместе с ними и подвижная деятельность ребенка.
Игра - это деятельность, отличающаяся от повседневных будничных действий. Впервые в игре проявляется необходимость влияния на окружение, потребность его изменить. Если у человека появляется желание, которое нельзя сразу реализовать то формируются предпосылки игровой деятельности. Игра в выдуманной ситуации избавляет от ситуативной связи. Действия в выдуманной ситуации приводят ребенка к тому, что он учится управлять восприятием предмета или реальных обстоятельств, смыслом ситуации, ее значением.
У ребенка возникает новое качество - отношение человека к миру: он начинает видеть окружающую его действительность, не только имеющую разнообразную окраску, многообразные формы, но и знание и смысл. С помощью игры происходит формирование всех сторон личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, готовящие к переходу на новую стадию развития. Этим объясняются большие воспитательные возможности игры. Игру специалисты в области психологии считают ведущей деятельностью дошкольников. Именно по этой причине значение игры для процесса формирования личности велико.
Подвижная игра с правилами является сознательной, активной деятельностью ребенка, обладающая точным и своевременным выполнением заданий, объединенных обязательными для всех играющих правилами, и выступает в качестве незаменимого средства пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, физических, ценных и морально-волевых качеств.
Подвижные игры берут начало в глубинах народной педагогики и корнями уходят в глубокую античность. Изучение история появления игр дает возможность понять их воспитательное значение. Почти все виды фольклора подтверждают гипотезы ученых про то, что истоки подвижных игр были заложены в первобытнообщинном строе, но информации об этом практически не осталось. В игре культуры различных народов показывают сходство и большое многообразие. Воспитательная функция в то время еще не была выделена в особую общественную функцию, поэтому все члены общества, при воспитании детей, старались сделать их участниками общественно-производительного труда, передать свой опыт, реализовывая постепенное включение детей в доступные им формы деятельности. В процессе овладения орудиями труда дети постепенно включаются в производственно-трудовую деятельность взрослых.
Следует отметить, что особое место у дошкольников занимают подвижные игры и игры-эстафеты. Начиная с 60-х годов 19 столетия многие исследования были направлены на решение задач, связанных с воспитательным значением подвижных игр. Ученые тех лет высказывали свои мысли о том, что необходимо создать подвижные игры в которых использовались русские народные мелодии, и они отражали бы трудовую жизнь русских людей. Такие педагоги как: Пирогов Н. И., Водовозова Е. Н., Каптерев П. Ф. отмечали, что подвижная игра в физическом воспитании ребенка обладает первостепенным значением как деятельность, которая отвечает его возрастным потребностям, как средство всестороннего развития. Выдающийся русский анатом, психолог и педагог Лесгафт П. Ф. создал оригинальную, не имеющую себе аналогов в мировой педагогике, теорию физического образования и воспитания в России. Значительное место в ней отводится подвижным играм. Многие идеи Лесгафта П. Ф. на сегодняшний день являются актуальными. Он отмечал, что необходимо постепенно и последовательно обучать движениям, совершать переход от простых к более сложным, создавать занятия в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью занимающихся. Лесгафт П. Ф. писал, что в играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью. Каждая игра, должна иметь определенную цель, а форма игры - отвечать этой цели.
Еще следует отметить выдающегося педагога Кенеман А. В. и его вклад в физическое воспитание детей дошкольного возраста. Им была создана в 1960 году методика применения сюжетного рассказа, мини-сказки для объяснения новых подвижных игр. Эта методика активно применяется в работе с детьми и сегодня. Ценность методики заключается в том, что, оказывая влияние на фантазию и воображение, она вводит ребенка в игровой образ.
В настоящее время также многие ученые посвящают свои исследования проблеме подвижной игры как средства гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, основываясь на анализе научно-методической литературы, которая посвящена значению подвижных игр в развитии движений ребенка и формировании у него физических качеств следует, что:
- истоками подвижных игр является моделирование недоступной ребенку деятельности взрослого;
- главной целью создания игр была подготовка подрастающего поколения к жизни и труду;
- проверка готовности к жизни, развитие и совершенствование основных видов движений;
Важным достоинством подвижных игр является то, что в своей совокупности они используют все виды движений, которые свойственны человеку от природы и тем самым являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Быстрота движений, сила, ловкость, выносливость играют важную роль в укреплении здоровья, физическом совершенствовании детей, овладении широким кругом движений. Гармонично развитые двигательные качества играют ключевую роль в играх и различной деятельности детей при изменяющихся условиях среды, помогают проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.
Специфика подвижных игр заключается в быстрой ответной реакции на сигнал. При проведении подвижных игр имеются в наличии неограниченные возможности комплексного использования различных методов, которые направленны на развитие физических качеств личности ребенка. В игре происходит упражнение, закрепление, совершенствование, уже имеющихся навыках, формируются новые качества личности.
В ходе наблюдения за играющими детьми было выявлено, что они намного чаще и охотнее выполняют быстрые движения. В раннем дошкольном возрасте дети догоняют бабочек, катящиеся мячи или обручи. В более старшем возрасте они соревнуются друг с другом в скорости. В то же время ребенок неоднократно повторяет понравившееся движение и применяет его в различных ситуациях. Отмечается, что в играх дети чаще используют более высокие скорости, нежели при простом выполнении заданий, быстро пробежать дистанцию. Игры позволяют выявить резервные возможности скоростных способностей детей, умение мгновенного реагирования действиями на сигнал, которые используют во многих подвижных играх, на старте при беге, в эстафетах.
В играх с внезапно складывающимися непривычными сочетаниями различных движений, требуется проявление ловкости. Показателем высокого уровня развития ловкости у детей является хорошее выполнение движений, которые были включены в подвижную игру с изменяющимися условиями или усложненными дополнительными заданиями. Двигательный навык, который прочно закреплен и выполняется в неизменных условиях, не способствует развитию ловкости. Проявление ловкости обусловлено пластичностью корковых нервных процессов, способностью человека различать темп, амплитуду и направление движений, степенью напряжения и расслабления мышц, особенностью окружающей обстановки. Во всех подвижных и спортивных играх используется ловкость. Она объединяет в себе много двигательных качеств. Подвижные и спортивные игры можно применять для развития мышечной силы у детей дошкольного возраста. Формирование способности проявления мышечных усилий выступает как важное условие развития двигательных умений, поскольку многие упражнения требуют уже сравнительно развитой мышечной силы, например, в беге, прыжках, метаниях, лазание. При отсутствии на достаточном уровне развитой силы, невозможно быстро и долго бегать, высоко прыгать. От того как развиты мышцы и способность управления мышечными усилиями, зависит легкость овладения новыми движениями и эффективность двигательной деятельности.
Выносливость развивается в подвижных и спортивных играх с использованием многократных повторений действий и выполняющихся продолжительное время.
От силы мышц зависит развитие гибкости. Рациональным является применение подвижных и спортивных игр, где гибкость развивается с помощью передвижений преодолевая веса тела, действий с элементами борьбы, переноса груза, включающие в соответствующую деятельность значительное число суставов. С помощью подвижных и спортивных игр где используют бег, прыжки, метание, лазанье, подлезание, перелезание развивают ловкость.
На мой взгляд, подвижные игры занимают ведущее место в удовлетворении биологической потребности ребенка в движении. С их помощью появляются большие возможности для развития физических качеств у детей. К сожалению, многим ребятам бывают не знакомы многие интересные подвижные и спортивные игры, эстафеты, потому как современные дошкольники зачастую перезагружены разными занятиями, кружками, много времени уделяют гаджетам, компьютерным
играм. Результатом этого является то, что подвижные игры уходят из жизни дошкольников, а вместе с ними и подвижная деятельность ребенка.
Автор: Власов Александр Витальевич
инструктор по физической культуре
МБДОУ Кромского района Орловской области «ДЕТСКИЙ САД № 1"