Берсенева Елена Павловна
Сущность и характеристика подвижных игр
Сущность и характеристика подвижных игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых, нравственных качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [23, с. 39].
Публикация «Сущность и характеристика подвижных игр» размещена в разделах
Под игрой вообще понимается занятие, обусловленное совокупностью правил, приемов и служащее для заполнения досуга, развлечения. Помимо этого игра трактуется как деятельность, занятия детей или занятие, являющееся видом спорта.
Игра — это исторически сложившееся общественное явление, отдельный специфический вид деятельности, свойственный человеку. Игра, как деятельность отличается многообразием. Это и детские игры с игрушками и без них, настольные игры, игры-хороводы, подвижные и спортивные игры. Игра представляет собой относительно самостоятельную
деятельность детей и взрослых, в которой удовлетворяется мотивированность и осознаваемая потребность людей в познании неизведанного, в развитии духовных и телесно-двигательных возможностей. Современная игра является средством самопознания ребенком игры, его социального воспитания, средством спортивной деятельности. Игровая деятельность как элемент социальной культуры — средство и способ формирования личностной физической культуры. Игровая деятельность — важнейшая возможность воспитания подрастающего поколения. Игра, как правило, обусловлена личностным и коллективным целеполаганием,
6
многообразием мотивированных действий, реализацией индивидуальных целевых установок и ярким стремлением реализовать центральную идею игры, достигнуть поставленную цель [23,55].
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний [23,56].
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. [16,21]
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
7
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. [16,26]
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод… Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.
Несюжетные подвижные игры ( игры типа: перебежек, ловушек, игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры – эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п., игры – забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели [. [16,29]
8
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. [16,35]
Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Широкое применение подвижных игр в педагогической работе требует специального отбора игр для решения разных педагогических задач. В связи с этим возникают рабочие группировки (простейшие классификации) игр, сходных по определённым признакам (по степени сложности их содержания; по возрасту занимающихся с учётом возрастных особенностей; по видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием и др.); по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (игры для воспитания выносливости, силы, ловкости, координации движений и др.); игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих (игры, в которых игроки не вступают в соприкосновение с «противником», игры с ограниченным вступлением в соприкосновение, игры с непосредственной борьбой «соперников») [16,41].
Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие
9
условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствия. В ходе игр от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т. е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только о себе. Это является стимулом для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе). [16,43]
Интересные игры создают доброе радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. [16,43]
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Библиографический список
1. Алябьев Е. А. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. – № 4. – С.
2. Бабаева, Т. И. Социально - эмоциональное развитие дошкольников в детском саду: метод. советы к программе «Детство» / Т. И. Бабаева. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 87 с.
3. Дедулевич М. Н. Играй -- не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. --
М. : Просвещение, 2011
4. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 4. – с. 10-14.
5. Буре Р. С Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Спб. : Питер, 2015. – 464с. : ил. -
(Серия «Учебник для вузов»).
7. Зорина Н. Л. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. – № 9. – С. 21-26.
8. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А. В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 8-23
9. Изотова Л. В. Воспитание ребенка в игре — М. 1975
10. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. / Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений 2002. - 416 с 21. Коломийченко,
Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2016. -
160с. 66 22. Коломийченко, Л. В.
24
11. Коломийченко, Л. В. Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ Л. В. Коломийченко, Н. А. Зорина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 26. Кошелева, А. Д. Как понимают дошкольники взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками / А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
12. Кошелева А. Д. О культуре поведения и этикете. Дошкольное воспитание №10 – 2003. – 103с.
13. Карташова Л С Способы самоорганизации детей дошкольного возраста в подвижных играх — Куйбышев 1997
14. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М. : 2001. – 100с.
15. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности. – М., 1985г.
67 Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – Спб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
16. Лесгафт П. Ф. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. : Международный
Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с. : ил.
17. Лямина Г. М. Соотношение моральных представлений и моральных причин в поведении детей / А. А. Люблинская // Нравственное воспитание дошкольников. – М., 1970. – С. 26-34
18. Мухина В. С. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного
возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2014.
19. Неверович, Я. З. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности / Я. З. Неверович // Эмоциональное развитие дошкольника пособие для воспитателей дет. сада / под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. –
С. 29-44. 37
20. Рубинштейн С. Л., А. З. Роль игры в нравственном воспитании в
формировании личности. // Классный руководитель. – 2001.- №6. – С. 11-14.
25
21. Роль подвижной игры в нравственном воспитании в формировании личности. Каптерев П. Ф. Дошкольное воспитание. М., – 2015.
- №4. – 103с
22. Рувинский Л. И. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2014. - 79 с.
23. Сухомлинский В. А. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста: подвижные игры [Текст] : УМКД / Академия ВЭГУ, 2012. - 67 с. ;
24. Теория и методика преподавания подвижных игр [Text] : pk / сост. А. Ю. Костарев, И. В. Сенов. - Уфа : Вост. ун-т, 2005. - 16 с. - Б. ц.
25. Фопель К. Игры с детьми // Дошкольное образование 2005 №7
26. Хухлаева О, Хухлаев О. Первушина И. Маленькие игры в большое счастье —М. Эксмо-Пресс 2001
27. Эльконин Д. Б Психология игры 2-е изд — М. 1999
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155
г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
29. Якобсон, С. Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1989. – № 6.– С. 34-42 52.