Получи документы

Сущность духовно-нравственного воспитания с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей

Ангелина Штельмах
Сущность духовно-нравственного воспитания с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей
▼ Скачать + Заказать документы

Сущность духовно-нравственного воспитания с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей

“Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие”

Религиозный философ В. В. Зеньковский.

Публикация «Сущность духовно-нравственного воспитания с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей» размещена в разделах

Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Разрешая эту проблему, мы в группе разработали программу «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных и мусульманских праздников». Программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель: рассказать историю возникновения православных и мусульманских праздников, познать их в сравнении.

Задачи: Образовательные задачи: Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского и адыгского народа, связанными с подготовкой и проведением православных и мусульманских праздников.

Развивающие задачи: Развивать интерес к обычаям и обрядам связанных с праздниками; развивать нравственные и эстетические чувства ребенка, через беседы художественной литературы и продуктивную деятельность, развивать навыки художественного творчества; развивать познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

Воспитательные задачи : Воспитывать патриотические чувства к традициям и обычаям русского и адыгского народа, к народному творчеству.

Удивительное и загадочное явление народной культуры это религиозные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с православными и мусульманскими праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам народной культуры и восстановлению традиций народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного и мусульманского праздника. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять и интерпретировать те или иные наши поступки или слова. Свою работу по данной теме мы строили на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения.

В ходе организованной деятельности знакомим детей с историей православных и мусульманских праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают праздники в России в республике Адыгея.

В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия и Мусульманства. Занятие проводится в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми кукольного спектакля, в котором непосредственное участие принимают зрители. Заканчивается занятие угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, в Новруз - круглые лепёшки из зерновых, на Ураза-байрам - шербет, кускус и халва.

Нужно отметить, что наши занятия не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей. События празднования подаются в игровой, театральной форме, в виде рассказа с использованием видеофильмов, мультимедийной презентации, детской литературы, многие из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации.

Итоговое мероприятие: Завершают изучение каждой темы интеграционные занятия, вечера развлечений, народные гулянья, праздники. Данные мероприятия дают положительные результаты и подводят итог всей предшествующей работе и детей и взрослых.

На основе понимания значимости праздника как средства духовно-нравственного воспитания возникла идея возродить добрую и благочестивую традицию регулярно в конце месяца проводить досуговое занятие посвящённые поздравлению тех детей которые в этом месяце отмечают свои дни рождения и именины

Работа с родителями.

Опыт работы дошкольного учреждения показал, что необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.

Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой родной страны и республики нами был проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру на основе православных и мусульманских праздников в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны.

Был составлен план работы с родителями:

-проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы;

-оформление информационных стендов для родителей, папок-передвижек включающие информацию о православных и мусульманских праздниках и семейных традициях;

-составлены информационные альбомы для родителей: -«Возрождаем забытые семейные традиции», «Все о православии и мусульманстве», «Совместные творческие работы детей и родителей»

-разработаны памятки по темам: «Духовное воспитание ребенка», «Великие православные праздники», «Главные мусульманские праздники».

-проводятся консультаций на разные темы: «Яблочный спас», «Ураза Байрам», «Как расписать яйца на Пасху», «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает», «Что разрушает семью, а что созидает».

Не смотря на большую загруженность наших родителей, они оказывают помощь при подготовке праздников, поиск информации, изготовление декораций и костюмов, мелкий ремонт, хозяйственные работы.

Вывод

Подводя итоги, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Наши дети должны знать историю и смысл православных и мусульманских праздников, понимать и активно участвовать в праздновании наших традиционных праздниках, уметь отмечать их так, как того требуют обычаи. Дошкольники должны ощутить духовную связь со своим народом, осознавать, что в России есть не только государственные праздники, но и народные - религиозные. Помня об этом, мы стремимся воспитывать нравственные и эстетические чувства, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту, прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям. О результатах работы пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, но продолжается всю жизнь. Каким вырастет наш сегодняшний воспитанник, покажет время. Мы заметили, что под влиянием праздничной атмосферы праздника в нашей группе дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время выступления в танцах, в исполнении песен, стихов, частушек, в игре в спектакле, не боятся выражать свои мысли, эмоции, чувства. Работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на примере религиозных праздников необходимо продолжать. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы. Семена добра, посеянные в детстве, надеемся, будут нравственным уроком взрослому человеку. А сегодня мы получаем огромное количество благодарностей от родителей детей за их воспитание и за возрождение духовно – нравственных ценностей православной и мусульманской культуры в семьях.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность духовно-нравственного воспитания с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей
Опубликовано: 1 декабря 2023 в 18:32
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность духовно-нравственного воспитания с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей» (включая файлы) размещена пользователем Ангелина Штельмах (УИ 3106002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД