Ирина Матковская
Сухой бассейн в ДОУ как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций ребенка, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша. Дети, имеющие недостаточный уровень развития в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция.
Публикация «Сухой бассейн в ДОУ как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Вода. Все материалы по теме воды
- Средняя группа
- Сухой бассейн в детском саду
- Темочки
К сожалению, в настоящее время, некоторые педагоги и родители к адаптации детей в детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «ничего, переплачет». Некоторые папы и мамы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.
Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей необходимо разумное сочетание оздоровительных мероприятий, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. В этом направлении мной была составлена методическая разработка «Сухой бассейн в ДОУ, как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде» целью которой является: проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, закаливание организма и совершенствованию его функций; развитие интереса и положительного отношения к физическому воспитанию, формирование двигательных навыков и способностей в различных видах деятельности, повышение качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо- эмоциональный фон.
Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для физического и психологического развития малыша! Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ.
Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии.
Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышёчные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.
Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна :
1. Массажный эффект
2. Сенсорный эффект
3. Закаливающий результат
4. Расслабляющий эффект
5. Тренирующий эффект
В процессе работы мной был изучен и использован на практике комплекс игр- занятий в сухом бассейне.
Цель комплекса занятий:
1. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Развитие физиологического и речевого дыхания.
3. Развитие динамической и статической координации.
Занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально, обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес, игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша.
Продолжительность занятий 5-10 минут каждое, детей - не более 3 человек. Интенсивность занятий – 1-2 раз в неделю.
«Погружение»
Цель: массаж шейных мышц.
- ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне- достаем головой дно бассейна.
«Охотники»
Цель: развитие общей подвижности, массаж всего тела, развитие фантазийного мышления
– дети бросают в «бассейн» свои мячики и догоняют их, передвигаясь по «бассейну» на четвереньках, ползком (в различных позах).
«Поход за грибами»
Цель: развитие правильного речевого дыхания
- дети стоят в «бассейне», наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают мячики и складывают в корзинку.
«Волчок»
Цель: массаж и координация работы позвоночника
- ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты- малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.
«Собери урожай»
Цель: развитие цветовосприятия, ловкости рук, массаж всего тела, развитие общей подвижности
– дети собирают шарики такого же цвета, какой у них мячик и складывают их в большую кучу.
«Следопыт»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторки
- педагог прячет на дне бассейна один или несколько предметов и просит ребят найти их
«Кит»
Цель: развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох
– дети лежат в «бассейне» на спине, дельфина помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.
«Ловкие ножки»
Цель: развитие координации ножных мышц
- дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики,
- опираясь руками о бортик пытаются оттолкнуть от себя шарики как можно дальше.
«Рыбки»
Цель: развитие общей подвижности, массаж тела
– дети лежат в «бассейне» на животе, голова приподнята, они шевелятся, отгребая от себя шарики ногами («хвостом»).
«Найди маму»
Цель: развитие общей подвижности, массаж всего тела
– в «бассейне» спрятаны резиновые игрушки, дети находят игрушки и переносят их с одного бортика «бассейна» на другой к их мамам, передвигаясь по «бассейну».
«Велосипед»
Цель: укрепление мышц ног и брюшного пресса
– дети сидят в «бассейне», опираясь спиной о бортик, делают движения ногами, как будто едут на велосипеде.
«Прятки»
Цель: укрепление мышц ног, ловкости, развитие общей подвижности
- дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики, по сигналу педагога они то приседают, то снова встают.
«Вихрь»
Цель: массаж и развитие координации верхних конечностей
- дети стоят на коленях вокруг бассейна :
- опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяют левой рукой;
- опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения: встречные, расходящиеся, в правую сторону, в левую сторону.
«Поймай шарик»
Цель: развитие координации верхних конечностей, развитие общей подвижности
- дети подбрасывают шарик для сухого бассейна над головой, хлопают в ладоши, и пытаются поймать его.
Ожидаемые результаты при регулярном проведении игр с использованием сухого бассейна :
- снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации;
- регуляция двигательной активности детей раннего возраста;
- активизация защитных сил организма;
- развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;
- создание положительного эмоционального фона.
Подводя итог, можно сказать, что игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации.
Кроме того, шары для сухого бассейна позитивно влияют на нервную систему. Ребенок, ныряя в цветные шары, получает огромный положительный заряд.
У ребенка еще не до конца сформировались органы дыхания, то есть мягкие, нежные слизистые оболочки, очень много сосудов. Во время активных игр в сухом бассейне диафрагма укрепляется и развивается, за счет этого увеличивается емкость легких.
Использование сухого бассейна – это не только безумно веселое развлечение для детей, но и прекрасная возможность регулярно давать детям физическую нагрузку в игровой форме, что непременно способствует укреплению здоровья детей.