Алёна Реунова
Субъективное благополучие личности и удовлетворённость избранной профессией
▼ Скачать + Заказать документы
Субъективное благополучие личности и удовлетворённость избранной профессией
SATISFACTION WITH THE CHOSEN PROFESSION AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE INDIVIDUAL
UDC 159. 923 + 159.9
A.Yu. Reunova, a fifth-year student of the FSBUU AF in the NGPU, E-mail : reunova_al2527@mail.ru.
L.N. Zybina, Cand.Sc., associate professor. general psychology and the history of psychology of the Faculty of Psychology of Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, E-mail : lyzybina@yandex.ru.
Публикация «Субъективное благополучие личности и удовлетворённость избранной профессией» размещена в разделах
N.M. Manturova, senior lecturer of the Department of Practical and Special Psychology of the Faculty of Psychology of Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, E-mail : pinori1973@mail.ru.
The article reveals the main approaches to determining the subjective well-being of the individual and satisfaction with the chosen profession. The low level of satisfaction with the chosen profession in the process of professional training does not contribute to the formation of a professional and adversely affects the subjective well-being of the individual. A study was conducted in which the relationship between satisfaction with the chosen profession and subjective well-being of the individual was revealed, as well as differences in satisfaction with the chosen profession and subjective well-being of the individual between kindergarten teachers in rural and urban areas.
Key words : subjective well-being, psychological well-being, job satisfaction, ud
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ
УДК 159. 923 + 159.9
А. Ю. Реунова, студентка 5 курса ФП ФГБОУ ВО «НГПУ». Е-мail : reunova_al2527@mail.ru.
Л. Н. Зыбина, канд. псих. наук, доц. каф. общей психологии и истории психологии факультета психологии Новосибирского Государственного Педагогического Университета, г. Новосибирск, Е-мail : lyzybina@yandex.ru.
Н. М. Мантурова, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского Государственного Педагогического Университета, г. Новосибирск, Е-мail : pinori1973@mail.ru.
В статье раскрыты основные подходы к определению субъективного благополучия личности и удовлетворённости избранной профессией. Низкий уровень удовлетворённости избранной профессией в процессе профессионального обучения не способствует становлению профессионала и негативно сказывается на субъективном благополучии личности. В качестве испытуемых взяты воспитатели детских садов сельской и городской местности. Проведено исследование, в котором была выявлена взаимосвязь удовлетворённости избранной профессией и субъективного благополучия личности, также были выявлены различия удовлетворённости избранной профессией и субъективного благополучия личности между воспитателями детского сада сельской и городской местности.
Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическое благополучие, удовлетворенность профессией, удовлетворенность трудом, удовлетворённость избранной профессией.
Проблема субъективного благополучия личности всё чаще становится интересна для исследования психологов и эта проблема актуальна не конкретно в определённый период жизни человека, а в целом, в разные периоды жизни человека.
Автором термина «психологическое благополучие» является Н. Бредберн, который считал, что система психологического благополучия состоит из двух компонентов: позитивного и негативного аффекта. Э. Динер добавил к данной системе ещё одну часть – «удовлетворённость жизнью», как более значимый, глобальный компонент и дал ему название «субъективного благополучия». Субъективное благополучие личности, по мнению самого автора, состоит из трё х компонентов: удовлетворение, комплекс принятых эмоций и комплекс не принятых эмоций. Он останавливает своё внимание на том, что для понимания и изучения благополучия только эмоционального компонента совершенно мало [1; 2]. Однако, общность трактовок структуры психологического благополучия и структуры субъективного благополучия Э. Динер не рассматривает как прямую систему. Он считает, что субъективное благополучие – это всего лишь составляющая часть психологического благополучия [3; 4; 5] .
К. Рифф, американская учёная в своих работах опиралась на исследования Н. Бредберна, она создала свою собственную систему благополучия и определила шесть главных компонентов психологического благополучия : самопринятие, позитивные, положительные отношения с окружающими, автономия (самоуправление, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост [6; 7] .
Трактовок понятия субъективного благополучия личности достаточно много, их объединяет внутренний, душевный, эмоциональный покой, или внутренняя удовлетворённость субъекта (то есть личности) жизнью в целом, своей деятельностью, выбором профессии, личностных отношений в социуме. В работах Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова есть определение субъективного благополучия личности, которое включает три критериальных признака:
- благополучие определяется по внешним критериям, таким как правильная, добродетельная жизнь, получивших название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально-желательными качествами;
- критерием благополучия является система ценностей, которую принимает личность в своей культуре. Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворённости жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью;
- критерий тесно связан с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчёркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним» [8 с. 467-470].
Субъективное благополучие определённого человека формируется из частых оценок различных сторон бытия человека, переходящих в ощущение субъективного благополучия. Для психологии личности и психологии в целом значимо то, что жизнеощущение благополучия становится фундаментальной составной частью преобладающего настроения личности. Несомненно, через настроение личности, субъективное благополучие, как интегративное, чрезмерно значимое переживание, оказывает постоянное влияние на разные параметры психического состояния человека и как вывод на успешность поведения, производительность деятельности, результативность межличностного взаимодействия и множество других сторон внешней и внутренней активности индивида, где сама личность и является главным составляющим в психической активности индивида. В этом непрерывном влиянии и заключается движущая роль субъективного благополучия личности.
Удовлетворённость избранной профессией является показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии, от профессиональной удовлетворённости целиком зависит удовлетворённость трудом.
Т. В. Кудрявцев в своих исследованиях отмечал, что низкая удовлетворённость профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров. Более того, от удовлетворённости избранной профессией, уровня профессионализма в, несомненно, достаточно немалой степени зависит и психическое, эмоциональное здоровье самого человека. Достаточно низкая удовлетворённость избранной профессией в процессе профессионального обучения часто приводит к её освоению на поверхностном уровне. При достаточно умеренной напряжённой профессиональной деятельности могут формироваться психические перегрузки [9].
Удовлетворённость профессиональной деятельностью, избранной профессией и трудом в целом взаимосвязаны друг с другом. Именно от удовлетворения избранной профессией зависит удовлетворение профессиональной деятельностью, а от удовлетворения профессиональной деятельностью зависит удовлетворение трудом в целом. Однако, невозможно не заметить, что понятие «труд» можно объединить с удовлетворённостью избранной профессией и профессиональной деятельностью. Можно выделить две ведущих идеи понятия «труд» :
- как неотъемлемого процесса удовлетворения потребностей человека, оценка степени наполнения потребностей, которые личность желает удовлетворить в самом процессе трудовой деятельности;
- как уравнительное разделение функций для достижения реальности системы или как общественная деятельность, распространённая на разделении труда.
В. А. Ядов, И. М. Попова, А. А. Киссель, Т. А. Китвель придерживались первой идеи, которая включает в себя такие понятия как: «мотив», «потребность», «установка». Н. Ф. Наумова придерживалась второй идеи, включающей в себя такие понятия как: «социальный статус», «социальное сравнение», она считала, что удовлетворённость избранной профессией не что иное, как социальный статус [10] .
Л. В. Карташова, Т. О. Соломандина, Т. В. Никонова связывают удовлетворённость профессиональной деятельностью и удовлетворённость избранной профессией с отношением индивида к внешним факторам профессиональной деятельности, это, конечно материальное вознаграждение, отношения внутри коллектива с коллегами и непосредственно с руководством, стабильность, возможность рангового повышения, т. е. карьерного роста, безопасность труда, престиж места профессиональной деятельности и многое другое [11]. Таким образом, у индивида могут возникать в большей или в меньшей степени неудовлетворённые потребности, которые в свою очередь могут оказывать достаточно сильное влияние на удовлетворённость профессиональной деятельностью и субъективное благополучие личности.
В исследовании удовлетворённости избранной профессией и субъективного благополучия личности участвовали 50 воспитателей, среднего возраста двух детских садов, сельской местности и городской местности.
Удовлетворённость избранной профессией мы изучали с использованием методики А. А. Реана в модификации В. А. Ядова и Н. В. Кузьминой. На выявление мотивации профессиональной деятельности мы использовали методику К. Замфира в модификации А. А. Реана [12; 13; 14].
Субъективное благополучие личности мы определяли по шкале субъективного благополучия личности Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.
Средний показатель уровня «Удовлетворённости избранной профессией» в д/с сельской местности составляет 3,43, детский сад городской местности составляет 3,76, в обеих группах показатель выше среднего уровня значения, что означает высокий уровень удовлетворённости избранной профессией. Средний показатель «Внутренней мотивации»» в детском саду сельской местности составляет 4,32, в детском саду городской местности составляет 4,16, в обеих группах показатель высокого уровня значения, что означает высокую «Внутреннюю мотивацию» профессиональной деятельности.
Средний показатель «Субъективного благополучия личности» в детском саду сельской местности составляет 3,8, а в детском саду городской местности составляет 3,6, оба показателя говорят о среднем значении, это значит, что большинство испытуемых (педагогов) удовлетворены своей профессиональной деятельностью в целом. Эти показатели говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемых: педагоги (воспитатели) не испытывают серьёзных эмоциональных проблем, достаточно уверенно чувствуют себя, активны, успешно взаимодействуют с коллегами и руководством, адекватно управляют своим поведением и действиями.
Статистические данные корреляционного анализа в детском саду сельской местности выявили высокий уровень «Внутренней мотивации» к «Субъективному благополучию личности» и «Удовлетворённости избранной профессии» к «Субъективному благополучию личности». Городской местности – «Внутренней мотивации» к «Субъективному благополучию личности» и «Внешнюю положительная мотивация» к «Субъективному благополучию личности»
Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду сельской местности, чем выше уровень «внутренней мотивации» воспитателей и уровень «удовлетворённости избранной профессией», тем больше у них доминирует «Субъективное благополучие личности». У воспитателей городской местности, чем выше уровень «внутренней мотивации» и уровень «внешней положительной мотивации», тем больше у них доминирует «субъективное благополучие личности». Это значит, что в двух детских садах, сельской и городской местности, свободное участие индивида в избранной профессии, в своей профессиональной деятельности в целом, при отсутствии внешних требований или подкреплений, у большинства субъектов в данных группах испытуемых воспитателей преобладает стремление выполнять свою профессиональную деятельность ради своего собственного интереса к ней самой, получать удовольствие от её выполнения.
С взгляда теории самодетерминации Р. М. Райан, Е. Л. Десси [15] к числу главных факторов, находящихся в основе внутренней мотивационной деятельности и психологического (субъективного) благополучия, относится удовлетворённость основных психологических потребностей самоуправления, компетентности, взаимоотношений с другими людьми. Так как эти потребности изначально являются врождёнными, речь идёт не о степени индивидуальных различий в определении каждой потребности, а о мере удовлетворения (фрустрации) в ближайшем окружении (учебной, семейной, профессиональной средой окружения индивида). Потребность в самоуправлении, в самоконтроле, значит, стремление самостоятельно контролировать свои собственные действия, поведение, ощущать себя независимым инициатором, ощущать (чувствовать) свой собственный выбор и собственную установку своего поведения. Но ощущение вот этого самоуправления не означает полной независимости от других людей, оно значит, что выбрано самим субъектом и для окружающей среды, для окружающего социума, как субъекта, его субъективное благополучие ниже, чем для самого субъекта, для его внутреннего мира.
Сравнивая, два независимых друг от друга детского сада сельской и городской местности можем дать оценку достоверности различий, используя непараметрический критерий Манна - Уитни.
В результате применения критерия Манна-Уитни было выявлено одно достоверное различие между выборками воспитателей из сельской и городской местности. По показателям переменной «внутренняя мотивация» получили Uэмп =946 при уровне достоверности р=0,04, следовательно принимаем гипотезу Н1. Сопоставляя суммы рангов между двумя группами испытуемых можно сказать, что уровень внутренней мотивации у воспитателей сельской местности достоверно выше, чем у воспитателей городской местности.
Таким образом, можно сделать вывод, что эти результаты могут нам сказать о том, что в сельской местности у людей потребности в некоторой степени отличаются от людей городской местности, также различие может и стоять в программе детского сада, в руководстве и к требованиям к профессиональной деятельности. Педагогам (воспитателям) сельской местности не сильно важны внешние факторы профессиональной деятельности, такие как материальное вознаграждение или условия для профессиональной деятельности. Они более творчески подходят к воспитанию детей.
Список используемых источников:
1. Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. - Chicago : Aldine Pub. Компания, 1969.
2. Динер Е. Кросс - культурные корреляты удовлетворённости жизнью и самооценки / / J. личность и социальная психология. – 1995. – № 68. – С. 653-663.
3. Динер Е. Субъективное благополучие / / психологический Вестник. – 1984. – № 95. – П. 542-575.
4. Динер Е., М. Су, Лукас Р. Э., Смит Х. Л. Субъективная благополучия : три десятилетия прогресса. Психологический Вестник. – 1999. – Том. 125 (2). – С. 276-302.
5. Динер E., Су E. Дискриминантная обоснованность мер благополучия / / журнал личности и социальной психологии. – 1996. – № 71(3). – П. 616-628.
6. К. Рифф. Счастье - это все, или это? Исследования о значении психологического благополучия / / журнал психологии личности и социальной психологии. – 1989. – Том. 57. – П. 1069-1081.
7. К. Рифф Пересмотр структуры психологического благополучия / / журнал личности и социальной психологии. – 1995. – Том. 69. – С. 719-727. Тридцать
8. Шкала субъективного благополучия личности Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
9. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). М. : Издательство «Педагогика», 1975. – Академия педагогических наук СССР. Институт общей и педагогической психологии)
10. Ядов В. А., Киссель А„ А. Удовлетворённость работой : анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического обоснования //Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78-87.
11. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломандина Т. О. Организационное поведение: Учебник. – 2 - е изд. ,перераб. И доп. – М. : ИНФРА - М, 2007. – 384 с.
12. Райан Р. М., Десси Е. Л. «О счастье и потенциалах человека: обзор исследований гедонического и эвдаимонического благополучия» // ежегодный Обзор психологии. – 2001. – № 52. – С. 141 - 166.
13. Методика на выявление удовлетворённости избранной профессией (методика А. А. Реана; модификация методик В. А. Ядова и Н. В. Кузьминой).
14. Методика на выявление мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфира в модификации А. А. Реана).
15. Райан Р. М., Десси Е. Л. «О счастье и потенциалах человека: обзор исследований гедонического и эвдаимонического благополучия» // ежегодный Обзор психологии. – 2001. – № 52. – С. 141 - 166.