Ил
Субъективное восприятие мира природы детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы заключается в том, что мы как воспитатели столкнулись в своей деятельности с таким явлением как снижение интереса детей к природе. Ведь именно дошкольный возраст является ключевым для формирования бережного отношения к природе, осознание важности ее охраны и заботы о ней.
В своей работе мы столкнулись с неоднозначным явлением, работая с детьми, используя все знания и опыт, не всегда получают ожидаемый результат. Одна часть детей с интересом и вниманием слушают рассказы о животных, проявляют активность в беседах, с успехом решают экологические задачи, однако, при проведении практических занятий становятся пассивны, даже пытаются уклониться, в то время как вторая часть детей проявляет себя в точности наоборот. Это будет зависеть от субъективного восприятия мира природы. Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. Возникает вопрос, когда и в связи с чем, формируется субъективное восприятие мира природы у детей.
Публикация «Субъективное восприятие мира природы детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Л. Н. Толстой в своих биографических записках отмечает: «Природа до пяти лет не существует для меня. Все, что я помню, все происходит в постельке, в горнице. Ни травы, ни листьев, ни неба, ни солнца не существует для меня. Не может быть, чтобы не давали мне играть цветами, листьями, чтобы я не видал травы, чтоб не защищали меня от солнца, но лет до пяти, до шести нет ни одного воспоминания из того, что мы называем природой» [3].
Субъективное восприятие природы начинает развиваться у ребенка только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется у него в дошкольном возрасте. Это, во-первых, опыт его непосредственных контактов с животными и растениями и, во-вторых, опыт общения со взрослыми, в процессе которого ребенку сообщаются определенные сведения о мире природы и транслируются, свойственные взрослым экологические установки.
С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин в своих работах рассматривая эту проблему, утверждают, что субъективное восприятие, будет формироваться на основе наделения объектов природы субъективностью [1,с. 165]. Г. П. Шиленок приводит следующие эпизоды:
- Почему у вас в аквариуме нет рыбок?
- Сдохли,- отвечает без тени эмоций пятилетний дошкольник.
- Зачем ты ломаешь кусты?
- А их здесь много! [2, с. 144 ].
Такие ответы детей, вызывают возмущение и не понимание со стороны воспитателей. Хотя это объясняется возрастными особенностями мышления дошкольника и их представлениями о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Это явление носит название «артификализм».
Свойственный дошкольникам артификализм проводит к формированию у них прагматического характера отношения к природе. Это выражается в потребительском отношении к ней, возможном проявлении агрессии и девальвации нравственных ценностей. Возрастает вероятность негативной тенденции воспитания антигуманного, а порой жесткого отношения ко всему живому [4].
Существуют формы субъективного восприятия, которые позволяют изменить отношение к природе, как просто объекту:
1)Анимизм - вера в наличие у природных объектов души;
2)Антропоморфизм – природа, как уподобление человеку, может чувствовать, мыслить, действовать.
3) Субъектификация - объекты природы для человека становятся субъектами, он с ними может разговаривать (с растениями, животными, утреней зарей).
Механизм формирования субъективного восприятия природы делится на три канала: перцептивный - в процессе построения перцептивного образа, когнитивный - на основе переработки получаемой информации, практический - в процессе непосредственного практического взаимодействия.
Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Психологический релизер - это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему. [5].
Например, разнообразие объектов природы, особенности видов, специфики, будут стимулировать ребенка на взаимодействие с ними и стремление познать их. Но для этого нужно, чтобы взрослый развивал каналы восприятия ребенка, заострял внимание детей на незаметных для них на первый взгляд явлениях. Это способствует развитию субъективного восприятия мира природы детьми дошкольного возраста.
Таким образом, субъективное восприятие природы развивается у ребенка с помощью взрослого. В наших руках возможность сохранить экологию, вырастив поколение детей, которое будет принимать природу как равную себе, любить, уважать и оберегать ее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону. Феникс, 2006; с. 165.
2. Ясвин В. А. — «Психология отношения к природе». 2000г. с. 144.
3. https://www.maam.ru/detskijsad/yekologija-dushi.html
4. https://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2015/5948.pdf
5.https://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=26&0a1=658&0o1=2&0s1=1