Оксана Протасова
Су-джок терапия в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Су-джок терапия в работе с детьми ОВЗ
Основной формой взаимодействия на ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Каждый педагог помнит о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мелкая моторика очень важна, потому что через не развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у детей с ОВЗ нуждаются в коррекции.
Публикация «Су-джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
У всех детей с ОВЗ имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сфорсированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики, поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить.
своей работе для развития мелкой моторики я используем Су-Джок терапию. Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.
Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:
1. Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только профилактиказаболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
2. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.
3. Повысить иммунную защиту организма.
4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
5. Подготовить руку будущего школьника к письму.
Формы работы со стимуляторами очень разнообразны. Использование Су – Джок шаров или массажёры типа «колечки» при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Можно их применять, когда дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом или, когда воспитанники поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Ребенок отнесется к массажу с интересом и быстрее освоит технику выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым четверостишьем. Процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.
Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
«Фрукты»
Этот пальчик - апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша, просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас, Дети поочередно надевают колечко на пальчики.
Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке.
«Сад - огород»
Что такое огород? - Дети катают шарик по ладошке.
Овощей хоровод.
Дыни сладкие, Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого
пальца.
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки, грабли и лопатки.
«Деревья»
Ветер по лесу летал, - Дети катают шарик по ладошке.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого
пальца.
Вот кленовый, вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Дети катают шарик по ладошке.
Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии систематического и тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными потребностями.