Ирина Акулова
Су-Джок терапия как фактор развития речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Су – Джок терапия как фактор развития речи у детей с ТНР.
В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Недоразвитие речи вызывают: проблемы коммуникации, эмоционально — волевые нарушения, различные функциональные личностные отклонения, проблемы с усвоением учебного материала.
Публикация «Су-Джок терапия как фактор развития речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как помочь ему развить речь и мышление.
Ученые давно пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук, достигает достаточной точности. Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов от ваших рук. Это важно и при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это одна из основных задач развивающей работы с детьми. Су –Джок терапия является одним из факторов развития речи у детей с ТНР.
Я, работаю воспитателем в детском саду в группе, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, разной степени выраженности. Группа 2 младшая, посещают ее дети в возрасте от 3 до 4 лет, численностью 12 человек.
Хочу поделиться своим педагогическим опытом, и предложить вниманию коллег применяемую мною Су-Джок терапию, которая позволяет мне успешно реализовывать задачи образовательной деятельности с детьми с ТНР.
У моих воспитанников наблюдается бедный активный и пассивный словарь, что свидетельствует об отставании в речевом развитии, и в основном все дети данной категории имеют нарушения в развитии мелкой моторики рук. Сопутствующие нарушения: зрительно - пространственной ориентировки, страдает произвольность внимания, наблюдается низкий уровень развития логического мышления, внимания, памяти.
Опираясь на труды педагогов занимающихся развитием детей с тяжёлым нарушение речи и свой опыт работы, было решено выбрать развитие мелкой моторики рук, с помощью Су – Джок терапии, как один из ведущих и наиболее доступный для детей способ развития речи.
В ходе работы организовано тесное сотрудничество с узкими специалистами ДОУ: психологом, логопедами, дефектологом, музыкальным руководителем. На каждого ребенка ведется карта развития – «Индивидуальный образовательный маршрут». По нему учитывая рекомендации узких специалистов, составляется индивидуальный план развития, с учетом которого мы и работаем с детьми.
Поставлены следующие задачи:
- развивать у детей основы речевой активности с помощью развития мелкой моторики, используя Су- Джок терапию;
- создавать условия для проведения Су – Джок игр и упражнений учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;
- воспитывать интерес к развитию речи детей с помощью Су – Джок терапии.
Су - Джок терапия стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Руки имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Правила работы с игровой технологией:
• Руки и пальцы обеих рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять, если ребёнок выполняет несколько упражнений (например, трясти кистями);
• При разучивании игровых упражнений для рук и пальцев соблюдается такая последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание.
• Нужно обязательно рассказать ребенку, что вы сейчас будете делать.
• Далее следует пальцы размять, сгибая и разгибая их.
• Далее приступать к упражнениям.
Задачи игровой технологии:
• формировать умение передвигать пальчиками Су -джок по обозначенным контурам, дорожкам пальчиками одной или двух рук;
• комбинировать движения пальцев;
• развивать их подвижность и умение передвигать пальцами Су-джок по заданному маршруту;
• подготовка подвижности мелкой моторики к письму.
Правила выполнения:
• воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка;
• массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла;
• проводить такие занятия можно только, если малыш хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний;
• нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение;
• избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу массируемого.
Работа с родителями
Работая с детьми с ТНР, я выяснила, что одно из условий успешной и эффективной работы это непрерывность (не допускать длительных периодов без развивающей работы). Этого можно добиться только в тесном сотрудничестве педагогов с родителями. Поэтому ещё одной из основных задач по работе с Су- Джок терапией было важно, разъяснить, как проводить упражнения с детьми дома, что можно использовать, о длительности развивающих мероприятий, о необходимости с детьми дома заниматься, по выходным, в праздничные дни, особенно если каникулы длительные. На основе изученных литературных источников, практического опыта в работе с детьми были разработали рекомендации для родителей, по эффективному использованию упражнений и игр дома с Су - Джоком. Так же систематически проводятся консультации родителей, информационные стенды, папки-передвижки.
Заключение
Анализируя результаты проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей с ТНР, с помощью Су- Джок терапии, при взаимодействии с родителями и узкими специалистами, способствует развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики. Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительной динамики. Усовершенствовалось умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительного восприятия. Улучшилась речь. Некоторые из детей научились застёгивать молнии, крупные пуговицы, чего не было в начале работы. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми играми с Су - Джоком. В дальнейшем так же планирую использовать Су - Джок терапию для развития речи детей.
Список используемой литературы
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.
3. Данилова Е. А. Пальчиковые игры. – М. : ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007.
4. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.
5. Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2 (часть 3) – С. 322-324
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
7. Интернет-ресурс www.maam.ru
8. Интернет – ресурс http://dovosp.ru/ - журнал «Дошкольное воспитание»