Анастасия Шаповалова
Структурные компоненты речи дошкольников и их развитие при помощи дидактических игр и пособий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование множество различных специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Публикация «Структурные компоненты речи дошкольников и их развитие при помощи дидактических игр и пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Основными структурными компонентами речи являются :
- звуковой состав,
- словарь,
- развитие связной, грамматически правильной речи.
Различают устную и письменную форму речи.
Существуют различные приемы развития речи у детей дошкольного возраста :
1. Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.
2. Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.
3. Практические – рисование, сюжетно - ролевые игры и т. д.
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей : общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, художественная литература.
Перейдем к рассмотрению основных компонентов речи дошкольника.
1. Словарный запас (лексикон) – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Словарный запас ребенка бывает двух видов – пассивный и активный. Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь всегда больше активного.
В работе с детьми важно, чтобы новое слово перешло из пассивного в активный словарь. Это происходит только в том случае, если слово будет закреплено и воспроизведено ребенком в речи. Ребенок должен не только слышать речь взрослого, но и воспроизводить ее много раз самостоятельно.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях в самостоятельной речевой практике.
Так же необходимо устранять из речи детей нелитературные слова (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
2. При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — предметов, названий животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, поэтому, многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.
Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных). А так же глаголов (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов) и подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:
- Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного.
- Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры.
- Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры, описательные рассказы, картины. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.
Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.
2.1. Связная речь. Это очень сложный вид деятельности для дошкольников. Даже дети без нарушений с трудом могут рассказывать и пересказывать, а дети с нарушениями речи без специального обучения зачастую не могут этими умениями овладеть.
Связная речь делится на: письменную и устную. Устная речь делится на диалогическую и монологическую. Монологическая речь делится на объяснительную и повествовательную, бывает прозаической и поэтической.
Объяснительная речь – давайте на примере: Кто здесь лишний и почему? (игра «Четвёртый лишний) – несколько вариантов ответов.
Повествовательная речь – рассказывание и пересказ. Помочь ребёнку научиться рассказывать можно с помощью планов. Планы могут быть разными: рисуночными, картинно-графическими, графическими и т. п.
Для примера приведем распространенные игры и занятия на развитие грамматического строя речи.
Задание «Покажи на кукле и на себе и назови»
Ребенок держит куклу в руках, и воспитатель просит его показать (и назвать) на кукле, а потом на себе — нос, лоб, ручку, ножку и т. д.
Задание «Один — много»
Помидор — помидоры
Огурец — огурцы
Мандарин — мандарины
Баклажан — баклажаны
Кабачок — кабачки
Задание «Считаем овощи до трех»
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец, два огурца, три огурца
Один мандарин, два мандарина, три мандарина
Один баклажан, два баклажана, три баклажана и т. д.
Задание «Подбери как можно больше определений к каждому предмету»
Лимон (какой) — кислый, желтый, сочный;
Вишня (какая) — сладкая, красная, маленькая;
Апельсин (какой) — сочный, оранжевый, сладкий;
Задание «Дополнить предложения, изменив слово в скобках»
На дорогах ездит много (машина)
В корзине лежит один (огурец)
В лесу растет много (дерево)
Коля собрал столько же (ягода) сколько и Маша
Задание «Доскажи слово»
Мальчик из школы (выходит)
Девочка на скакалке (прыгает)
Машина по дороге (едет)
Старушка через улицу (переходит)
Следующее задание используется для согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Кроме того, дети учатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Слушаем предложения и отвечаем на вопросы:
Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)
На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)
Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.)
Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)
Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.)
Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ковер.) Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?
Игра на словообразование - «Назови профессию человека»
Машину водит — водитель.
Часы чинит — часовщик.
Песни поет — певец.
Сапоги шьет — сапожник.
Дома строит — строитель.
3. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом :
· правильное произношение звуков,
· правильное произношение слов,
· громкость и скорость речевого высказывания,
· ритм,
· паузы,
· тембр,
· логическое ударение и пр. ,
· нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
· нормальное функционирование слухового аппарата,
· наличие полноценной окружающей речевой среды.
Часто педагоги работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляют с работой учителя-логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
4. Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов.
Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематические процессы – это фонематический слух (тонкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) и фонематическое восприятие (специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова). Формирование у дошкольников фонематических процессов предполагает несколько этапов: 1. Развитие неречевого слуха. 2. Развитие речевого слуха. 3. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.
I этап. Цель: Развитие неречевого слуха. Задачи: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; развивать слуховое внимание и память.
Предполагаемые игры:
«Найди пару». Среди коробочек с различным наполнением (горох, макароны, манка, рис и т. п.) ребёнок ищет пару с одинаковым звучанием.
«Что звучит?» Взрослый играет на музыкальных инструментах (трещотка, бубен, колокольчик, треугольник, затем ставит ширму. Ребёнок отгадывает звучащий инструмент.
«Где звучит?» Взрослый звенит погремушкой слева, справа, спереди, сзади, вверху. Ребёнок с закрытыми глазами показывает направление, откуда исходит звук.
II этап. Цель: Развитие речевого слуха.
Задачи: Развивать способность различать звуки по высоте, силе и тембру голоса. Различать одинаковые и близкие по звуковому составу слова. Дифференцировать слоги и фонемы.
«Весёлая полянка» Перед началом игры договариваемся с детьми о том, кто будет изображать комара, кто пчёлку, кто листочек и т. д. Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчё лки: Ж-Ж-Ж, собирают пыльцу. Вдруг прилетели комары. Издали они звенят тихо: з-з-з, а чем ближе, тем громче: З-З-З. Мама (взрослый) отмахивается от комаров, ходит по полянке, ищет ягоды. Под кустиком увидела ёжика. Ёжик (ребёнок) пугает её колючками и фыркает: Ф-Ф-Ф. Неожиданно выползла змея: Щ-Щ-Щ. И т. д.
«Далеко-близко» Дети стоят по кругу лицом в центр и произносят свои имена. Первый ребёнок говорит тихим голосом, следующий немного громче и т. д.
«Подскажи словечко» Ва-ва-ва, ва-ва-ва! Буквы я сложу в (слова). Да-да-да, да-да-да! Борщ – полезная (еда). Жи-жи-жи, жи-жи-жи! Затупились все (ножи). Ла-ла-ла, ла-ла-ла! Над цветком жужжит (пчела). Ро-ро-ро, ро-ро-ро! У Мальвины друг (Пьеро).
«Озорные буквы» Ребёнок учится различать слова, отличающиеся одной фонемой. На виду у детворы крысу красят маляры. *** На болоте нет дорог, я по кошкам – скок да скок. *** Самолёт построим сами, понесёмся над весами, Понесёмся над весами, а потом вернёмся к маме. *** Работа не полк – в лес не убежит. *** Машу маслом не испортишь. *** Мы сами с ушами. Больше дела – меньше снов. «Пропавшие буквы в весёлых стихах» Серый вол, голодный, злой, Бродит по лесу зимой. *** Игры усатые в клетках сидят, На укротителя громко рычат. *** Подарили мне игрушки – Целый день стреляли ушки. *** Вновь у клоунов успех, Цирк заполнил громкий мех. И т. д.
Игры на дифференциацию фонем. «Кто быстрее соберётся в путешествие» На столе перед детьми стоят два чемоданчика. В первый чемоданчик необходимо сложить вещи (картинки) со звуком «С», а во второй – со звуком «Ш» (шапка, сарафан, шляпа, шуба, сандалии, носки, шарф и т. д.).
«Колокольчик» Ребёнок называет картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук (на звонком согласном звуке горлышко звенит, проверяем рукой). Если первый согласный звук звонкий, ребёнок звенит колокольчиком, а если глухой, то зажимает колокольчик в кулачке. III этап. Цель: Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Задачи: Выделять первый и последний звук в слове. Определять место, количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в словах с разной степенью сложности. Игры на определение первого и последнего звука в слове и т. д.
Модели, мнемотаблицы, схемы – служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Одной из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами развития речи являются следующие : расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения. Особенность и значение моделирования заключается в наглядно - образном или наглядном (в зависимости от возраста) мышление ребенка дошкольника, а моделирование делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.