Осокина Светлана Евгеньевна
Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты и их взаимосвязь
▼ Скачать + Заказать документы
В современной педагогике понятие «образование» многогранно, нет однозначного определения данного термина. Образование - это два взаимосвязанных процесса : воспитание и обучение. Задача педагога в дошкольном воспитательном учреждении заключается в том, чтобы научить ребенка сосредотачивать внимание на изучаемом предмете, развить в нем наблюдательность, умение логически мыслить, находить связь между предметами и явлениями. Все это позволит ребенку дошкольного возраста подготовиться к обучению школе.
Публикация «Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты и их взаимосвязь» размещена в разделах
Развитие интеллектуальных способностей. Педагогический процесс направлен на развитие мышления, воображения, памяти и внимания ребенка. Занятия логикой, математикой, чтением, рисованием и конструированием способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Воспитание нравственных ценностей и этических принципов.
Развитие творческих способностей. Педагогический процесс направлен на развитие творческого мышления, фантазии и креативности ребенка. Занятия по музыке, танцам, изобразительному искусству и театральному искусству способствуют развитию творческих способностей.
Формирование здорового образа жизни. Педагогический процесс направлен на формирование у ребенка навыков здорового образа жизни, правильного питания, гигиены и физической активности. Занятия по здоровому образу жизни, гигиене и правилам безопасности способствуют формированию здорового образа жизни.
Все эти цели и задачи педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении направлены на обеспечение гармоничного развития ребенка и его подготовку к успешной адаптации в школе и обществе.
Основные принципы педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении являются основой для организации и проведения образовательной работы с детьми. Они определяют основные принципы взаимодействия педагога и ребенка, а также формируют основу для создания благоприятной образовательной среды.
Гуманизм в педагогике означает признание и уважение индивидуальности каждого ребенка. Педагог должен учитывать особенности каждого ребенка, его потребности и интересы, создавая условия для его развития и самореализации.
Принцип активности предполагает активное участие ребенка в образовательном процессе. Ребенок должен быть активным участником своего обучения, самостоятельно исследовать окружающий мир, задавать вопросы, высказывать свои мысли и идеи. Педагог должен создавать условия для активной деятельности ребенка, предлагать интересные задания и игры, стимулировать его инициативу и творческое мышление.
Принцип системности предполагает организацию образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе системного подхода. Педагог должен учитывать взаимосвязь и взаимодействие различных аспектов развития ребенка: физического, психического, социального и эмоционального. Образовательная программа должна быть структурированной и целостной, учитывая все аспекты развития ребенка.
Принцип индивидуализации предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка. Педагог должен адаптировать образовательный процесс к потребностям и возможностям каждого ребенка, создавая индивидуальные образовательные планы и программы. Важно учитывать разные темпы развития, интересы и способности детей, чтобы обеспечить оптимальные условия для их развития.
Игра является основной формой деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Принцип игровой деятельности предполагает использование игры как основного средства обучения и развития. Педагог должен создавать условия для игровой деятельности ребенка, предлагать разнообразные игры и игровые ситуации, которые способствуют развитию всех аспектов личности ребенка.
Этапы педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Организационно-подготовительный
Рефлексия и анализ
На этом этапе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется рефлексия и анализ работы. Педагог анализирует свою деятельность, выявляет преимущества и недостатки, делает выводы и планирует дальнейшую работу. Он также обменивается опытом с коллегами, участвует в профессиональных обсуждениях и семинарах, чтобы постоянно совершенствовать свои навыки и знания.
Таким образом, этапы педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении включают организационно-подготовительный этап, организацию образовательной деятельности, контроль и оценку, а также рефлексию и анализ работы. Каждый из этих этапов имеет свою значимость и способствует достижению образовательных целей и развитию каждого ребенка.
Организация и содержание педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении играют важную роль в развитии детей и обеспечении их полноценного образования. В данном контексте организация означает планирование и структурирование образовательной деятельности, а содержание – выбор и организацию образовательных материалов и методов работы.
В дошкольном образовательном учреждении используются различные методы оценки и контроля. Одним из основных методов является наблюдение. Педагоги наблюдают за детьми во время игр, занятий и других активностей, чтобы оценить их поведение, взаимодействие, уровень развития и достижений. Также используются различные формы тестирования, анкетирования и портфолио, которые позволяют собрать информацию о знаниях, умениях и навыках детей.
Оценка и контроль в дошкольном образовательном учреждении должны быть основаны на следующих принципах:
Индивидуальный подход: оценка должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его уровень развития.
Объективность: оценка должна быть объективной и основываться на наблюдении и сборе достоверной информации.
Результаты оценки и контроля позволяют педагогам и родителям получить информацию о развитии и достижениях ребенка. Они могут быть представлены в виде отчетов, бесед с родителями, родительских собраний и других форм коммуникации. Результаты оценки помогают педагогам и родителям принимать решения о дальнейшем образовательном пути ребенка и организации его обучения.
Таким образом, оценка и контроль в педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении играют важную роль в определении уровня развития и достижений детей, а также в планировании и корректировке образовательного процесса.
Использование современных технологий. Внедрение современных технологий в педагогический процесс может значительно улучшить качество образования. Использование интерактивных досок, компьютерных программ и других средств обучения позволяет сделать обучение более интересным и эффективным.
Профессиональное развитие педагогов. Важным аспектом развития педагогического процесса является профессиональное развитие педагогов. Постоянное повышение квалификации, участие в семинарах и конференциях позволяет педагогам быть в курсе новых методик и подходов к обучению.
Улучшение материально-технической базы. Для развития педагогического процесса необходимо обеспечить дошкольные учреждения современным оборудованием, игровыми и обучающими материалами, а также создать комфортные условия для детей.
Таким образом, развитие педагогического процесса в дошкольных учреждениях требует решения ряда проблем, но также предлагает перспективы в виде инклюзивного образования, использования современных технологий, профессионального развития педагогов и улучшения материально-технической базы.
Определение педагогического процесса
Педагогический процесс – это систематическая и организованная деятельность педагога, направленная на обучение и воспитание учащихся. Он представляет собой сложную взаимосвязанную систему, включающую в себя различные этапы и компоненты.
Основная цель педагогического процесса заключается в формировании и развитии личности учащихся, их интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Он включает в себя планирование учебных занятий, проведение уроков, организацию внеурочной деятельности, а также оценку и контроль успеваемости учащихся.
Основные компоненты педагогического процесса включают в себя педагогический коллектив, учебные программы, учебные материалы, методические приемы, средства обучения и воспитания, а также учащихся и их родителей.
Педагогический процесс является динамичным и постоянно развивающимся. Он требует от педагогов постоянного совершенствования своих профессиональных навыков и знаний, а также адаптации к изменяющимся потребностям и требованиям образовательной системы.
Педагогический процесс - целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.
Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения.
Подсистемы педагогического процесса : учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют 2 процесса :
Обучение - передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;
Воспитание - освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, реализуются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника, а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.
Деятельность педагога - это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.
Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т. е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.
Все компоненты педагогического процесса реализуются через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств. Через такую систему осуществляется деятельность не только воспитанника, но и всего детского коллектива. Эта деятельность определяется личностными целями, интересами, мотивами воспитанника и приводит к результатам совместной деятельности всех субъектов педагогического процесса. В структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты : содержательно-целевой; организационно-деятельностный; эмоционально-мотивационный и контрольно-оценочный.
Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся — одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.
Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу — с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.
Организационно - деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитанников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка, оценивании других обучающихся (взаимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.
Субъекты взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации:
Воспитанник: свободно общается со сверстниками; приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками; развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности; учится взаимодействовать в коллективе : отказываться от личных желаний ради общих целей; учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Родитель (законный представитель) : признание прав и свобод ребенка; сотрудничество; сопереживание и поддержка; обсуждение ситуации через диалог; гибкое введение ограничений.
Педагог : признание ценности личности ребенка ; признание индивидуальности и уникальности личности ребенка: выявление и развитие способностей ребёнка; ориентация на социализацию, осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; диалоговое взаимодействие с ребенком; актуализация тенденции ребёнка к личностному росту; активизация исследовательских и творческих интересов ребёнка; ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка;
Администрация: развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность); толерантность (терпимость к иным точкам зрения); эмпатия и рефлексия – умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте; демократичность в общении; сотрудничество как процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнёров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения; исследование личностных и качеств участников общения; проявление гибкости в конфликтных ситуациях.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, реализуются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.
В случае если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.
Организация педагогического процесса предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап. Определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается он планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.
Основной этап. Реализуется план. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Заключительный этап. Предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.
Цель педагогического процесса охватывает не только задачи образования и воспитания, она непосредственно ориентирует педагогов на всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся.
Педагогический процесс взаимно усиливает входящие в него процессы : рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательные влияния целостного процесса. Данная закономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обучения практически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе.
Отсюда следует, что в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер.
Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог - ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.
Согласно данным требованиям образовательный процесс в современном детском саду должен быть направлен на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей».
При этом содержание работы с детьми - их воспитания и обучения - дифференцируется в зависимости от «совокупности образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
1. Физическое - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей.
2. Социально - личностное - развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; формирование целостной картины мира; развитие продуктивной деятельности детей; развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; воспитание культурно - гигиенических навыков; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
3. Познавательно - речевое - развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи; сенсорное развитие, развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, развитие литературной речи; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
4. Художественно - эстетическое - развитие продуктивной деятельности детей; развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развитие музыкально - художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Заключение
Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении является основой формирования и развития детей в этом возрасте. Он направлен на достижение определенных целей и задач, основанных на принципах индивидуальности, активности, игровой деятельности и социализации. Педагогический процесс включает в себя несколько этапов, организованных и структурированных содержанием и методами обучения. Роль педагога в этом процессе неоценима, так как он является руководителем и наставником для детей, создает условия для их развития и обеспечивает оценку и контроль за достижением образовательных целей. Однако, педагогический процесс также сталкивается с определенными проблемами, которые требуют постоянного анализа и поиска путей их решения. В целом, педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении является важным и сложным процессом, который требует постоянного совершенствования и развития для достижения наилучших результатов в воспитании и обучении детей.
Таким образом, рассмотрев понятие педагогического процесса в ДОО, цель, структуру, принципы, модели и субъекты взаимодействия, можно говорить о том, что в современной педагогической науке существуют разные точки зрения понятия сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс в ДОО – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, которое направленно на достижение поставленных целей и принципов образования, воспитания, обучения. Поэтому педагогический процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.
Список литературы:
1. Бабинский Ю. К. Оптимизация процесса обучения : общедидактический аспект. - М. ,1977
2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. - М., 1986
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов вузов. Академический Проект; Культура, 2005. - 240с.
4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для ВУЗов. СПб, 2012г. - 464с.
5. Гилева А. В. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: курс лекций. - Соликамск: Изд-во СГПИ, 2007.-76 с.
6. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века,1998.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика. - М. : ВЛАДОС, 2003.
8. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М., 1983
9. Лернер И. Я Дидактические основы методов обучения. - М., 1981
10. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. - М. :ВЛАДОС,2000.