Ирина Федоровна Козлова
Структура и виды музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Действия могут быть внешними и предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте, слушает музыкальное произведение и т. д.
Публикация «Структура и виды музыкальной деятельности» размещена в разделах
А так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает характер. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.
«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие». В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности :
восприятие,
исполнительство,
творчество,
музыкально-образовательная деятельностьВсе они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и
творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Структура и виды музыкальной деятельности их взаимодействие по О. П Радыновой на основе схемы Н. А. Ветлугиной:
Восприятие музыки :
Восприятие музыки специально созданной для слушания
Восприятие музыки в связи с ее исполнением
Музыкально дидактические игры
Исполнительство:
Пение
Музыкально-ритмические движения
Игра на музыкальных инструментах
Творчество:
Песенное творчество
Музыкально – игровое и танцевальное творчество
Игра на музыкальных инструментах
Музыкально – образовательная деятельность :
Знания общего характера
Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Музыкально-слуховое представление развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе слушания классических произведений и музыки разного характера (грустная,веселая, волнующая, пугающая) и во всех видах музыкальной деятельности.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.