Татьяна Плотникова
Конспект занятия «Страна волшебных ножниц»
▼ Скачать + Заказать документы
Страна волшебных ножниц.
Разработала: Плотникова Татьяна Сергеевна
Инструктор по труду
Цели и задачи:
1. Знакомство с историей и устройством ножниц, их практическим назначением, правилами безопасной работы с ними.
2. Изучение технологии и приемов вырезания различных фигур.
3. Изготовление ножниц из бумаги.
4. Изготовление коллективной работы «золотые ножницы»
Материалы и оборудование:
У каждого ребенка: ножницы
Публикация «Конспект занятия „Страна волшебных ножниц“» размещена в разделах
У педагога: шаблоны ножниц (для вырезания детям, лист ватмана (нарисованы профессии, связанные с ножницами)
Ход занятия:
В ходе путешествия в страну волшебных ножниц, вы узнаете секреты работы с этим инструментом, познакомитесь с профессиями, которые связаны с ножницами. (парикмахер, садовник, архитектор, закройщик)
Назовите людей других профессий, которым ножницы помогают в работе
История возникновения ножниц.
Самые первые ножницы человек придумал для стрижки овец еще три с половиной тысячи лет тому назад в Дремнем Риме. Из овечьей шерсти делали теплую одежду. Изобретение было не особенно удачным. Это были два ножа, соединенные наподобие пинцета пружинящей дугой. Лезвия «овечьих» ножниц не поворачивались относительно центра, а просто сжимались рукой, как большая захватка для кусочка торта. Поэтому стрижка овец отнимала много сил, работать ножницами-пинцетами было тяжело и неудобно, но все же лучше, чем кромсать шерсть обычным ножом.
И только около 1000 лет назад, какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а их ручки загнуть кольцами. Так и появились современные удобные ножницы.
Ножницы действуют так : два плоских лезвия сильно натягивают между собой бумагу или ткань, а потом разрывают ее на две ровные половинки.
А дальше изобретение пошло в жизнь, становясь то инструментом из стали и железа для обычных рабочих (парикмахеров, лекарей, портных, то предметом роскоши из серебра и золота с изысканными украшениями для богачей.
Фантазия древних мастеров не имела границ – то выходила диковинная птица, клюв которой резал ткань, то колечки для пальцев обвивали виноградные лозы с кисточками винограда, то вдруг получались не ножницы, а сказочный дракон, с такими замысловатыми украшениями, что пользоваться ножницами было не возможно.
Со временем появились ножницы для стрижки деревьев, кустов и газонов, маленькие изящные ноженьки были незаменимым инструментом для белошвеек и портных, а также мастеров маникюра, «отвечавших» за красоту ногтей. Стали необходимостью специальные ножницы для разделки домашней птицы.
В наше время придуманы огромные ножницы для резки металла, помогающие в случае автомобильной аварии извлекать пострадавших из исковерканных машин, затем были изобретены и такие, которые чисто внешне мало напоминали этот привычный предмет, а скорее были похожи на ножи от мясорубки, насаживающейся на электродрель и способные со скоростью 20 м/мин резать огромные куски толстой резины, кожи и пластика.
Самые современные ножницы вмонтированы в электронную машину, повторяющую на экране компьютера выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Скорость раскроя – метр в секунду. Причем при этой операции края ткани обгорают и не распускаются.
Сегодня ножницы – целое семейство инструментов. Процесс изготовления хороших ножниц состоит из 154 технологических операций. Появились ножницы из специальной керамики, лазерные ножницы для хирургических операций на клетках.
Учащиеся знакомятся с ножницами и техникой безопасности, учатся правильно их держать, работать с ними, отвечают на вопросы и делают выводы.
Правила безопасности во время работы с ножницами
Опасности в работе: травмы в результате порезов.
До начала работы: хранить ножницы в специальной коробке.
Во время работы:
-класть ножницы сомкнутыми остриями от себя;
-передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами от себя;
-пользоваться ножницами осторожно, опасаясь острого лезвия;
После окончания работы: убрать ножницы в коробку.
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Почему нельзя передавать ножницы открытыми и острием вперед?
2. Как надо подавать ножницы товарищу?
3. Почему при работе ножницы нельзя держать острием вверх?
4. Почему нельзя оставлять ножницы открытыми на столе
Учащиеся выбирают рисунки ножниц и начинают их вырезать по контуру, у каждого индивидуальная модель.
Изготовление коллективной работы.
На листе ватмана ребята называют нарисованные профессии и при помощи клея приклеивают свои вырезанные ножницы к нужным картинкам.
Подведение итогов занятия.
Почему наш плакат называется «Золотые ножницы»? Сравнить с «золотые слова, золотые руки, на вес золота…» Золото – очень дорогой металл, обладающий индивидуальными свойствами, поэтому все прекрасное, замечательное и необыкновенное человек называл золотым. Что мы узнали на этом уроке? Чему научились? Что больше всего понравилось?