ИННА КОВАЛЬЧУК
Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
СТРАХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин. Яркое воображение ребенка, впечатлительность — возможные причины детских страхов. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые обычно скрываются в семейных отношениях. А работая с детьми, очень важно использовать как можно более гибкие формы воздействия на психику. Такую возможность нам предоставляет метод арт-терапии, который помогает ребенку осознать, проиграть и пережить конфликтную ситуацию или проблему удобным и доступным для его психики способом.
Публикация «Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов у детей» размещена в разделах
Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве (в первую очередь изобразительном) и творческой деятельности. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Метод построен на теории психомоторной связи. По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться.
К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное можно осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом.
О. И. Качурина предполагает, что «Я» человека отражается в зрительных образах спонтанно, когда ребенок не задумывается о том, что он рисует, лепит и т. д. Автор указывает на то, что художественные продукты деятельности отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения, именно поэтому невербальные средства, часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.
Исследованием в области детских страхов занимались такие ученые, как Дж. Боулби, С. Рэчмен, Ю. А. Кочетова, А. И. Захаров, Л. Д. Лебедева, В. Г. Колягина, А. М. Пихожан, В. И. Лубовский и т. д. В трудах Джона Боулби подробно раскрыта этиология детских страхов. В середине XX века А. И. Захаров разработал классификацию детских страхов, А. М. Прихожан посвятила свои исследования коррекции страхов и тревожности детей.
Л. А. Золоторёва отмечает, что в процессе психотерапии могут эффективно использоваться искусство, в частности, художественная (творческая) деятельность как средство собственной активности индивида. Коррекционная работа по преодолению страхов с помощью искусства, как отмечает Л. А. Золотарева, помогает в гармонизации внутренней и социальной жизни людей, одним из методов такого психологического воздействия является арт-терапия. Арт-терапия позволяет избавиться ребенку от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.
Преимуществом арт-терапии является ее игровой, близкий к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является первым шагом к последующему исцелению. Затем ребенок «приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и страха превращается в художественный образ, в объект творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.
Наиболее действенна арт-терапия при избавлении от воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями. По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен.
Пример работы со страхом.
Инструкция:
• Закрой глаза, медленно опустите ладони на песок, возьми его в руки, пропусти сквозь пальцы, почувствуй прохладу и шероховатость песчинок.
• Прислушайся к своим ощущениям. Ты чувствуешь себя спокойно и легко. Подари свои чувства «песчаной вечности».
• Все страхи унесет песок. Он очистит и излечит. Подарит умиротворение.
• Обрати внимание, возле тебя находится волшебная шкатулка, открой её. В ней таятся волшебные камни. Ты можешь перестать бояться, нарисовав волшебный дом, где царит любовь и спокойствие, радость и нежность.
• Но для начала давай избавимся от страха. Выбери из камней те камни, которые вызывают у тебя эмоции страх, злость, печаль, засыпь их песком. Так, ты избавляешься от негативных чувств.
• Теперь из множества камней, в которых хранятся тайны, возьми те камни, которые вызывают у тебя чувства умиротворения, спокойствия и радости, любви. Их может быть несколько. Положи их около себя. Нарисуй на песке дом, в котором тебе будет комфортно, уютно и безопасно.
• Размести по контуру дома камни позитива, если желаешь, укрась свой дом.
• Этот дом надежд и умиротворения - твой. Он полон любви и нежности, спокойствия и добродетели, он излучает свет исцеления. Скажи громко и уверенно – «Это мой дом безопасности».
• А теперь закрой глаза и представь себе, что ты входишь в свой дом и положительные чувства и эмоции проникают в каждую клеточку твоего тела.
• Нарисовав свой дом ты избавляешься от своих страхов и тревог. Ты не чувствуешь страха, у тебя теперь есть защита, стены твоего дома безопасности.
• Открой глазки и возвращайся в наш любимый детский сад.
В работе с песком желательно использовать легкую спокойную классическую музыку.
Предполагаемый результат зависит от цели использования техники педагогм-психологом:
• снижение тревожности;
• уменьшение страхов;
• снижение нервно-психического напряжения;
• улучшение воображения.
Итак, включение упражнений арт-терапии эффективно помогает при эмоциональных нарушениях (страх, тревожность). Данный метод в коррекционной работе применяли : О. И. Качурина, Д. Селиванова, Л. Д. Лебедева, А. А. Осипова и другие исследователи. Метод арт-терапии имеет ряд преимуществ в отличие от других форм психотерапевтической работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребёнка.
Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности.
Благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем маленькими детьми.
Кроме того, арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало ребенка.