Ольга Леон Ландео
Страхи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи определяются возрастными, индивидуальными особенностями личности ребёнка, его личным опытом и установками, принятыми в обществе.
В отечественной психологической теории проблема детских страхов исследовалась в различных аспектах. Страх является результатом травматического опыта взаимодействия человека с пугающим объектом.
Главной причиной возникновения страхов считается первичная родовая психотравма.
Публикация «Страхи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Так же источниками страха может являться переживание собственной неполноценности, которое испытывает ребенок в первые пять лет жизни в ожидании угрозы от окружающего мира.
Философия определяет страх как
важнейшую характеристику человеческого организма, имеющую важное значение для жизни человека и его адаптации к окружающей среде.
Современные психологические концепции конкретизируют понятия страха и тревоги. Тревога - неопределенный феномен, связанный с предчувствием угрозы, а страх - четкое отражение конкретной угрозы, связанное с реальностью.
Обусловленность содержания детских страхов связана со знаковосимволической функцией сознания. Когда ребенок ею пользуется, его воображение проигрывает различные страхи и осуществляет самостоятельные преобразования в пугающие образы.
Психология включает в себя многочисленные теории, каждая из которых
трактует причины возникновения страхов.
Концепция развития страха в онтогенезе А. И. Захарова
определяет страх, как средство познания окружающего мира, оно ведет к избирательному отношению к ней. Страх выполняет определённую социализирующую или обучающую функцию в формировании личности.
Переход ребенка из дома в детский сад и в любую социальную среду, является кризисным периодом. Ребенок попадает в незнакомые условия, которые приводят к детской тревоге и
страхам. Дошкольный психолог и социальный педагог обязаны осуществлять профилактику и диагностику, проводить коррекционную работу появившихся страхов. Тревога и страх вызывают чувства беспокойства и волнения, отображают восприятие угрозы или отсутствие чувства
безопасности. Тревога – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации опасности. Страх характеризуется наличием пугающего объекта или явления.
Страхи детей младшего дошкольного возраста обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Важно понимание причин возникновения страхов, чтобы своевременно их разрешить.
Существуют и устойчивые невротические страхи. Они характеризуются большой напряженностью и эмоциональной интенсивностью. Они неблагоприятно влияют на формирование личности и
характера ребенка. Такие страхи протекают медленно, с выраженным постоянством, что говорит о трудности их устранения.
Причинами детских страхов может быть гнев, угрозы, запреты родителей и окружающих людейпо отношению к ребенку. Распространенными являются внушенные страхи. Источниками внушенных страхов выступают взрослые которые окружающие ребенка, они очень эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, которая в данный момент не осознается им.
Также причинами страхов могут быть и дети, которые часто фантазируют себе чудовищ и монстров. Дети передают свои страхи сверстникам.
В дальнейшем страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются
социальными страхами, более сложными, труднее определяемыми.
Основной страх несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения, социума. Предотвратить детские страхи можно
при помощи постоянной поддержки и одобрения ребенка.
В решении проблемы детских страхов существует необходимость ранней диагностики и устранения.
Еще одним из главных видов страхов
младшего дошкольного возраста является страх одиночества в результате большой привязанности детей к родителям, так как они постоянно требуют признания и любви, находятся под опекой.
Страх играет важную роль в жизни ребенка. Он может уберечь от опасных и необдуманных поступков. Но устойчивые страхи задерживают развитие ребенка, тормозят
творческую деятельность, способствуют повышенной тревожности.
Наиболее актуальной для практической психологии и педагогики является задача поиска эффективных способов коррекции страхов младшего дошкольного возраста. Психологическая коррекция должна быть направлена на исправление конкретных особенностей психического развития, не соответствующих норме или возрасту.
Психологу и родителям нужно развивать у ребенка уверенность в себе, эмоциональную устойчивость, коммуникативные навыки, а также стимулировать его к разным видам деятельности.
Для эффективного коррекционного воздействия на ребенка необходимо знать:
- что такое страх;
- какую функцию он выполняет;
- как возникает и развивается;
- чего больше всего боятся дети и почему;
- как предупредить страхи у детей, и что предпринять, если они уже есть.
Список литературы:
1. Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986. 112 с.
2. Голутвина В. В. Как победить детские страхи : простые методики, которые помогут Вашему ребенку ничего не бояться. М. : Гелиос, 2008. 256 с.
3. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 296 с.