Марина Смашнева
Сторителлинг как способ развития креативного мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сторителлинг, как способ креативного мышления у дошкольников (слайд 1).
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов (слайд 2).
Разработал сторителлинг Дэвид Армстронг – глава крупной международной корпорации (слайд 3).
Сторителлинг - отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование (слайд 4)
Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность, может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.
Сторителлинг — это замечательный метод преподавания любого материала (Слайд 5).
Виды сторителлинга в работе :
1) На основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.
2) На основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него.» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка. Классический Сторителлинг.
3) На основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов. Активный сторителлинг.
4) На основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг (Слайд 6).
Алгоритм составления историй :
Вступление: должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления: Когда-то давным-давно, Садитесь поближе, я вам расскажу., Однажды., В некотором царстве, в некотором государстве., Жили-были, Это произошло темной и дождливой ночью., Наш герой понятия не имел, что его ждет.
Развитие событий : здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.
Кульминация: именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
Заключение: должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.
Итог: важно, чтобы в них было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Обязательно наличие героя, которому нужно сопереживать. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной (слайд 7).
Принципы сторителлинга :
1. Простота – истории должны быть похожи на сказки, притчи
2. Неожиданность - загадка, расследование
3. Конкретность – персонажи должны быть знакомы детям
4. Реалистичность – дети должны поверить в историю (слайд 8).
Существуют разные инструменты сторителлинга. Я познакомлю вас с теми, с которыми работаем мы.
Инструменты сторителлинга (слайд 9)
• Кубики Историй - это тренажер для тренировки творческих способностей, памяти и мышления!" - Рори О’Коннор, изобретатель игры. В далекой стране Ирландии Rory O’Connor придумал Кубики историй, как учебное пособие для развития креативности и навыка решения проблем (слайд10)
Кубики могут быть как готовые (покупные, так и самодельные.
Итак, игра начинается! (слайд 11)
Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –воспитатель (или родитель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Начать можно со слов "однажды. " или "в некотором царстве. " (тогда получится уже сказочная история).
А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!
• Виммельбух (слайд 12) Простым языком – это книга-картина. Появились они в Германии.
По содержанию представляют собой книгу большого формата с небольшим количеством разворотов. В них нет текста либо он минимален, а на страницах - множество мелких изображений. Такие книги хорошо тренируют память и внимание и в зависимости от того, для какого возраста они рассчитаны, можно некоторые из них использовать для развития сочинительства. Дело в том, что, например, для годовалых детей они будут представлять собой рисунки по принципу «найди и покажи», а для детей постарше изображения намного сложнее (слайд 13).
Несколько интересных идей по изучению виммельбуха для развития ребенка (слайд 14) :
Находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
Искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
Составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда едет, кого встретил, что делает;
Сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы. Закрыть разворот после рассмотрения и предложить ребенку назвать то, что там было изображено
Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим.
• Волшебный мешочек (непрозрачный мешочек или сумочка, набор мелких предметов, настольный театр, различные модели, мелкие игрушки (из киндер сюрпризов, сюжетные картинки) (Слайд 15).
(слайд 16) Использование «Волшебного мешочка» с настольным театром в момент совместного пересказывания или сочинительства сказок.
Педагог начинает сказку, например, так: «Жили – были …» и достаёт из мешка деда. Далее дети по очереди достают из мешка фигурки персонажей и пересказывают или сочиняют сказку. Также волшебный мешочек можно использовать с сюжетными картинками.
Использование «Волшебного мешочка» с карточками в момент совместного сочинительства сказок.
Педагог начинает сказку, например, так: «Жил-был кенгурёнок». У детей спрашивают: «Что он больше всего любил?» Из мешка ребенок достает карточку с изображением салатника и продолжает: «Он очень любил, когда мама готовила в голубом салатнике фруктовый салат. Значит, в гости придет лучший друг бегемотик». Следующий ребенок из мешочка достает карточку с изображением шкафа и продолжает сказку: «Захотел кенгурёнок нарядиться, к приходу бегемотика, открыл шкаф, стал на полке искать новую рубашку, но полка, была слишком высоко, и кенгурёнка пришлось запрыгнуть на нее. А в это время в окно дунул ветер, и от сквозняка дверь шкафа закрылась, и кенгурёнок оказался запертым». Дальнейшее развитие событий подскажет следующая карточка или предмет из «Волшебного мешочка».
• (слайд 17) Также одним из инструментов сторителлинга, развития воображения, креативного мышления, является театрализованная деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие детей и педагогов на основе свободной творческой атмосферы, всемерного поощрения детской любознательности и инициативы, свободы выражения, собственного мнения, стремления к оригинальности и самовыражению, способствуют взаимообогащению и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
(слайд 18) Капитошка — это гибкая, эластичная игрушка, принимает любую форму. Под воздействием пальцев рук заменяет детям пластилин. В отличие от пластилина не пачкает руки, на поверхности можно что-либо нарисовать фломастером, а потом стереть с помощью теплой воды.
(слайд 19) Наполнитель может быть любой — мука, манка, крахмал, пшено, гречка, чечевица, мелкие макароны или вода. Логопеды рекомендуют игрушку детям для развития моторики (двигательных Функций и речевого аппарата ребенка, нормализации эмоционального фона, развития тактильных ощущений. Капитошками можно играть на столе. Ими можно показать настольный театр или развлечься в зале, использовать при счете на математике, заменять в некоторых случаях мяч, обвести и нарисовать. В игре можно придумывать каждый раз различные истории. Еще одно и самое главное качество этой игрушки то,что он является отличным тренажером для мелкой моторики пальцев рук.
Театр из одноразовой посуды или речевые ложечки, стаканчики (слайд 20)
(слайд 21) Дает возможность самим изготавливать сказочных героев из подручного материала своими руками (театр на пластиковой посуде для театра, с последующим использованием в театрализованной деятельности. Также как и с «Капитошками» используется как настольный театр.
(слайд 22) Фетровый театр, как и предыдущие инструменты помогает придумывать истории, сказки и т. д. Для создания развивающей среды, мы прибегли к помощи родителей. Привлекли их к изготовлению игрушек из фетра. В чем они нам охотно помогли.
(слайд 23) Используем как пальчиковый, рукавичковый или варежковый, как настольный театр.
(Слайд 24)
(слайд 25) Способности развиваться, тем успешнее, чем чаще человек добивается своих возможностей самостоятельно. И мы дали нашим детям свободу.
Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть следующее условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.
(слайд 26) Спасибо за внимание!