Ольга Воропаева
Виртуальная экскурсия «Столица нашей Родины — Москва»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с главным городом России-Москвой.
Задачи:
-формировать у детей представление об истории возникновения Москвы;
-расширить и обобщить знания о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям;
-познакомить со стихами, пословицами и поговорками о Москве;
-воспитывать патриотические чувства.
Темочки:
- Виртуальная экскурсия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Москва - столица России
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок Москве, продолжать знакомить с картой России.
Оборудование:карта России, иллюстрации с видами Москвы, аудиозапись колокольного звона, боя часов на Спасской башни.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель:Здравствуйте ребята!Давайте возьмемся за руки и сделаем большой круг (дети берутся за руки).
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
II. Основная часть.
Воспитатель: Дети! Послушайте стихотворение:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!
Воспитатель:О каком городе говориться в стихотворении? Правильно, о Москве. В каждой стране есть главный город-столица (воспитатель вешает карту России, показывает ее границы и главный город). Москва-столица нашей Родины. Это самыйглавный, самый большой и один из самых красивых городов нашей страны. Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовалось много маленьких сел. Князь Юрий Долгорукий решил объединить эти села. Так появилась Москва. Для многих из нас главный символ Москвы-Красная площадь (слайд 1). Когда-то она и прилегающий к ней Кремль и были всей территорией Москвы. Только и площади никакой не было. Московский Кремль был деревянным, а вокруг него теснились деревянные дома и церкви, пастбища и огороды. Все это было давным-давно. Деревянная Москва часто горела. Это наносило большой ущерб городу. И при князе Иване Калите (слайд 2)был возведен каменный Кремль. Столицу стали называть Белокаменной. А на будущей Красной площади открылись торговые ряды. Называлась она в то время Торговой. Ближе к Москве-реке (слайд 3)располагались книжные ряды. Позднее на площади была построена Троицкая церковь (слайд 4). И площадь стали называть Троицкой. И лишь при царе Иване Грозном (слайд 5)вид Красной площади становился почти таким, как мы видим ее сейчас. На месте Троицкой церкви возносится величественный Покровский собор (храм Василия Блаженного (слайд 1, рядом с ним-лобное место, с которого оглашались царские указы. К концу XVI века площадь приобретает свое окончательное название-Красная, то есть красивая, праздничная. Приезжающие в Москву иностранцы поражаются ее красотой и величием. Именно при Иване Грозном Москва становится не просто столицей, а символом России,у стен Кремля был возведен мавзолей-усыпальница для вождя мирового пролетариата. В 1818 году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. Они возглавили народное ополчение в 1616 году против иностранных интервентов. Памятник стал символом единения русского народа.
Многое повидала Красная площадь за свою долгую историю: и средневековые бунты, и парад Победы в мае 1941 года, и многочисленные парады в честь различных годовщин советского периода. А в последнее время там проводят праздничные концерты. И когда мы стоим на площади и слушаем звон курантов, пусть гордостью и патриотизмом, огромной любовью к России, к ненаглядной Москве наполняется сердце каждого из нас (дети слушают запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне).
Динамическая пауза:
Выросли деревья в поле.
Выросли деревья в поле, (потягивание-руки в стороны)
Хорошо расти на воле!
Каждое старается, (потягивание-руки вверх)
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер, (дети машут руками)
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы (наклоны вперед)
Наклонились до земли.
Влево-вправо, (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Взад-вперед
Так деревья ветер гнет (вращение туловища)
Воспитатель:В Москву приезжают люди со всех концов света полюбоваться ее красотами, ее достопримечательностями.
Достопримечательности-это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается больше всего. Давайте и мы с вами совершим путешествие по Москве. Занимайте места в автобусе. Дети «садятся» в автобус и под музыку отправляются в путешествие.
Начинается Москва, как известно от Кремля. В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название. Самая главная - Спасская, потому что на ней часы-куранты, по этим часам сверяет время вся страна. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью всей страны.
Мы покидаем Красную площадь и отправляемся дальше. Обратите внимание на высокую башню. Это Останкинская телевизионная башня. Зачем же было создано такое сооружение? Для трансляции в эфир программ радио и телепередач, для работы метеорологического центра. А со смотровой площадки Останкинской башни можно увидеть всю Москву.
В Москве много красивых храмов, театров, памятников, но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника-это Царь-пушка и Царь-колокол (рассматривание иллюстраций). Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Сначала была изготовлена Царь-пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Она предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли.
А это, ребята, Царь-колокол. Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили Царь-колокол русские мастера Иван и Михаил Моторины. Однажды в Кремле случился пожар. Мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Потом колокол долго лежал в земле. И только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент. О Москве написано много стихов, песен, пословиц, поговорок.
(предлагаю детям рассказать).
Воспитатель:Послушайте пословицы о Москве :
-Москва-всем городам мать!
- Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
-Москва белокаменная, православная, хлебосольная, златоглавая!
-Москва славится колоколами, калачами, да невестами.
Подвижная игра «Хлопки»
Дети становятся парами и хлопают в ладоши в такт считалки. Кто в конце текста вслед за последним хлопком успеет произнести имя своего партнера, тот и «поделился».
Катилась торба с великого горба.
В этой торбе-
Хлеб, соль, вода, пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
III. Заключительная часть
Воспитатель: Много еще в Москве всего удивительного, но на этом наша экскурсия завершается. Когда вы станете постарше, обязательно узнаете обо всех московских памятниках. Но не только за памятники архитектуры любят россияне свою столицу. Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства-России. Вот какими теплыми словами говорил А. С. Пушкин о Москве :
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе.
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!