Анастасия Черепанова
Стимуляция фразовой речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Стимуляция фразовой речи у детей раннего возраста
Актуальность проблемы. Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи.
Часто данная проблема возникает уже с самого рождения.
Темочки:
Доля рождения здоровых новорожденных в течение последних нескольких лет снизилась. Сегодня около 70% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы, что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи. Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.
Возраст от 1 до 3 лет, который принято называть «ранним возрастом», в жизни детей имеет особое значение: обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности, которых не будет ни в один из последующих периодов жизни.
На третьем году жизни, имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком, малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это им не всегда удается, и они заменяют недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: Р и Л заменяют звуками -й- или -ль-, шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками -тъ-, -дъ- («сюба», «тюба» вместо шуба, «зюк», «дюк» вместо жук.). В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные А, У, И, О Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий “р”. Формирующиеся нормативные речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенкаВ три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.
Резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование (“Аньдюшка — полюшка”, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл (“копатка” вместо “лопатка”; “отключить дверь” вместо “отпереть дверь” и т. д.).
В этом возрасте наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3 года) из трех критических периода в развитии речевой функции. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этих периодах, могут отразиться на развитии речи ребенка. Поэтому уже в этом «благоприятном» возрасте важно оказывать раннюю помощь по устранению речевых нарушений.
Начиная работу в этот период формирования высшей психической функции, мне удается предупредить или смягчить речевое нарушение, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Цель: выявить особенности развития речи в норме и патологии у детей раннего возраста и оказать раннюю помощь.
Задачи:
1. Определить основные понятия исследования (ранний возраст, ранняя логопедическая помощь, речевые нарушения, онтогенез.
2. Использование различных методик в работе по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является: нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.
За основу коррекционной работы я беру методики Е. Л. Стребелевой, О. Е. Громовой, Е. Ф. Архиповой, Н. В. Серебряковой и других авторов.
Моя работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице воспитателя, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.
Дыхательная гимнастика: “Кораблики”, “Шарик”, “Перышко”, “Загони мяч в ворота”, “Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”, “Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу” и т. д.
Самое большое место занимает работа по стимуляции речевой активности. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6–7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Кроме стандартных приемов воздействия, в работе с детьми младшего дошкольного возраста используется сказка. Учитывая ограниченные речевые возможности детей младшего дошкольного возраста воспитатель сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося ребенка лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Постепенно задания и требования к ребенку усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы.
Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей, привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры “В гости пришла кукла”, “Айболит”, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У нас в гостях”. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.
Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот слоненка”. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
Пальчиковая гимнастика.
С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”, “Этот пальчик в лес пошел” и др. Нравятся детям пальчиковые игры на аудиодиске, с музыкальным сопровождением “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко” и т. д.
Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках “Божья коровка”, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.
Перспективным приемом является рисование пальчиками краской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий.
С помощью простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”, “Вова топать, как умеет”, “Большие ноги шли по дороге”. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.
Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, используем в работе тактильные таблицы, тактильные дорожки “В гости”, различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.
Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом - игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку.
С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”, “Угадай, на чем играю?”.
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения.
Вывод:
Раннее вмешательство позволяет значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.
Оно стимулирует речевую функцию, расширяет коммуникативно – познавательную деятельность малыша, способствует развитию его мышления, позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии.
В процессе целенаправленной, систематической работы с детьми, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка алалией поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения. А речь нормально развивающихся детей становится более понятной, чистой. Ребенок в этом возрасте начинает строить грамматически правильные предложения.