Елена Коронотова
Подходы к созданию развивающих предметно-пространственной среды в разных возрастных группах.
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к созданию развивающих предметно- пространственной среды в разных возрастных группах.
1) РППС обеспечивает максимальную реализацию образов. потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Орг-ции, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошк. возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Подходы к созданию развивающих предметно-пространственной среды в разных возрастных группах,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
2) РППС должна обеспечивать:
1. Реализацию различных образовательных программ
2. В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
3. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательной деятельности;
4. Учет возрастных особенностей детей
3)Значение развивающих среды; на что будет работать развивающая среда :
1)Будет обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
2)Среда способствует детской самостоятельности и инициативы.
3)Развитию творческой способности, детской креативности, фантазии и воображению.
4)Среда способствует закреплению социальных норм.
4) Значение развивающих среды; на что будет работать развивающая среда :
1)Будет обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
2)Среда способствует детской самостоятельности и инициативы.
3)Развитию творческой способности, детской креативности, фантазии и воображению.
4)Среда способствует закреплению социальных норм.
5) 5)Среда будет способствовать развитию коммуникативных компетенций (работа в группе).
6)Среда позволяет ребенку осуществлять свободный выбор (вид деятельности, партнера, материала).
7)Среда должна отражать домашнюю обстановку; должна быть сенсорно насыщенной (хороший фон дидактических игр, цвета, фона, музыкального сопровождения и т. д.).
6) 8)Среда должна отражать климатические условия (специфика программы, (рассказывать о климатических условиях группы, поясах и т. д.).
9)Среда обеспечивает толерантное отношение (терпение).
10)Среда должна обеспечивать доступность детей всей территории ДОУ, а также детей с ОВЗ.
7) 11)Среда обеспечивает активизацию разных видов детской деятельности.
12)Среда обеспечивает ребенку психологическую безопасность и комфорт.
13)Среда обеспечивает зону ближайшего и актуального развития.
8) Обновление предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
9) Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов
10) Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
11) Для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями.
12) Группе четырехлетних детей необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов.
13) Одним из важных центров в младших группах, так же является центр песка и воды.
Он помогает нам организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными
материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со
свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить
представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук,
закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка
14) У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 3 – 4 человек.
15) Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию
16) В жизни детей 4- 5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие
17) В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность
18) В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение
19) В старших группах начинают преобладать такие центры, как: логико-математический, познания и экспериментально- исследовательской деятельности, а та же макеты
20) Логико-математический центр имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, песочные часы, чашечные весы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур, различные виды мозаик, современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания, развивающие игры : «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т. д. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
21) «Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной степени сложности. Игровой материал расположен на открытых-сквозных полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика, схемы, модели слов и предложений, пособие для обучения чтению «Окошечки», дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова, материалы для развития у детей графических навыков, доска, мел, указка, картинки с фабульным развитием сюжета, календарь недели, глобус, географические карты, детские энциклопедии и познавательную детскую художественную литературу, циферблат часов.
22) «Центр экспериментально –исследовательской деятельности» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.