МААМ-картинки

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста

Людмила Симонова
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста

Одной из главных задач начальной школы – детского сада является

воспитание личности, способной к самопознанию, самореализации в условиях динамично меняющейся социальной среды.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:

• Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

Публикация «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

• Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

• Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

Сегодня в педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и творчества детей на всех этапах их обучения.

Показателями познавательной активности являются следующие умения:

– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;

– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

– сравнивать, обобщать;

– рассуждать, делать умозаключения, выводы;

– предоставлять аргументы и доказательства.

Можно говорить о двух типах детской активности: собственно активность ребенка, полностью определяемая им самим, и активность, стимулируемая взрослым. Они лежат в основе развития личности ребенка и психического развития. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого. Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной активности :

– организация познавательного поиска детей;

– создание обогащенной предметно-пространственной среды;

– организация экспериментирования, исследовательской работы;

– проектная деятельность детей;

– обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий;

– создание ситуации успеха;

– мотивации.

Эти условия можно рассматривать как средства стимулирования процесса познания. Важным фактором стимулирования познавательной деятельности является познавательно – побуждающая мотивация, которая, как утверждают психологи, помогает создавать у дошкольников и младших школьников направленность на познавательную деятельность, делает процесс познания личностно значимым.

Главное – вызвать у ребенка интерес к деятельному поведению, к познанию. Принцип повышенной познавательной активности дошкольников и младших школьников выражает требование постоянного систематического создания таких ситуаций, в которых дети по руководством взрослого включаются в активную поисковую деятельность. Микроисследовательские ситуации вовлекают детей в творчество. В нашем учреждении большое внимание уделяется экспериментированию как форме поисково – познавательной деятельности. организуя эту работу, мы стараемся решить следующие задачи:

* формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

* развитие у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Большой интерес у детей вызывает проектная деятельность. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Основное требование к проекту - «исходить от ребенка». В дошкольном детстве проекты несложны. Ребенок должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Педагогическая ценность детского проекта определяется тем, что ребенок самостоятельно (или коллективно) выполняет проект; содержанием в нем проблем, которые могут стать основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ребенке работа над проектом, заинтересованностью в работе «от всего сердца». Для дошкольников предлагаем простые проекты: Проект – наблюдение, Проект – рассказ (фантастическая история на заданную тему) Конструктивные проекты, Проекты - игры, Экскурсионные проекты. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ребенка на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Примером организации проектной деятельности является работа над экологическими проектами, предложенными Рыжовой, над проектами «Моя семья», «Распорядок дня», «Вылечи книжку» и др.

Таким образом, стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора способов саморазвития, воспитания уверенности в себе, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.

Публикации по теме:

Математический КВН в детском садуМатематический КВН в детском саду Введение ФГТ в дошкольное образование направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 18:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД