Дерябина Оксана
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Сегодня родители и педагоги как никогда озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым и счастливым.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:
Публикация «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
• Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
• Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
• Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.
Сегодня в педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и творчества детей на всех этапах их обучения.
Показателями познавательной активности являются следующие умения:
– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;
– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;
– сравнивать, обобщать;
– рассуждать, делать умозаключения, выводы;
– предоставлять аргументы и доказательства.
Можно говорить о двух типах детской активности: собственно активность ребенка, полностью определяемая им самим, и активность, стимулируемая взрослым. Они лежат в основе развития личности ребенка и психического развития. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого. Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной активности :
– организация познавательного поиска детей;
– создание обогащенной предметно-пространственной среды;
– организация экспериментирования, исследовательской работы;
– проектная деятельность детей;
– обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий;
– создание ситуации успеха;
– мотивации.
Эти условия можно рассматривать как средства стимулирования процесса познания. Важным фактором стимулирования познавательной деятельности является познавательно – побуждающая мотивация, которая, как утверждают психологи, помогает создавать у дошкольников и младших школьников направленность на познавательную деятельность, делает процесс познания личностно значимым.
Главное – вызвать у ребенка интерес к деятельному поведению, к познанию. Микроисследовательские ситуации вовлекают детей в творчество.
Большой интерес у детей вызывает проектная деятельность. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Основное требование к проекту - «исходить от ребенка». В дошкольном детстве проекты несложны. Ребенок должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Педагогическая ценность детского проекта определяется тем, что ребенок самостоятельно (или коллективно) выполняет проект; содержанием в нем проблем, которые могут стать основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ребенке работа над проектом, заинтересованностью в работе «от всего сердца». Для дошкольников предлагаем простые проекты: Проект – наблюдение, Проект – рассказ (фантастическая история на заданную тему) Конструктивные проекты, Проекты - игры, Экскурсионные проекты. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ребенка на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Есть один античный афоризм «Примеры полезнее наставлений». Примером организации проектной деятельности в начальной школе – детском саду является работа над экологическими проектами, предложенными Рыжовой, над проектами «Моя семья», «Распорядок дня», «Вылечи книжку» и др.
Саморазвитие ребенка, имеющего определенные умения и навыки, опыт общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно в детской среде. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения.
Взрослые познают в основном внешнюю, объективную форму существования мира детства. Но нельзя отрицать очевидного: мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом проживают свой, уникальный мир детства, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания мира.
Здесь формируется жизненный опыт ребенка : он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, пытается эффективно решать трудные ситуации, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, людей, и не только тех, которые ежедневно рядом.
Проект предусматривает формирование активной позиции ребенка, установок на толерантное поведение. Особенностями организации совместной деятельности является синтез, комплексность, интеграция, акцент на чувственно – образное мышление. Формы организации детской жизни – презентации, события, игровые проекты, выставки.
Таким образом, стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора способов саморазвития, воспитания уверенности в себе, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.