Анна Звонар
Стихосложение как способ формирования творческой активности у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проведённые Ф. Я. Байковым, А. Н. Леонтьевым, А. М. Матюшкиным, Г. И. Щукиной, Д. Б. Элькониным психолого - педагогические исследования позволили заключить, что вся система познавательных процессов человека имеет единую интегральную структуру, ядром которой является поисковая активность, проявляющаяся на ранних этапах развития ребёнка в форме реагирования на новые ситуации.
Публикация «Стихосложение как способ формирования творческой активности у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Поиск и исследование нового составляют основу непроизвольного внимания маленького ребёнка и его непроизвольной памяти, закрепляющей те или иные впечатления, составляющие первичные эмоциональные, образные знания о мире. В последующем развитии поисковая, исследовательская активность включается в интеллектуальный процесс, а закреплённые в памяти знания составляют новую точку отсчёта в творческой активности, которая выступает у дошкольника как его любознательность, потребность в новых впечатлениях, как бескорыстное стремление к новому. Система познавательных процессов вовлекается в интеллектуальное развитие, при этом творческая активность обеспечивает взаимосвязанное развитие всех познавательных процессов.
Изучением проблем творчества и творческой активности занимались многие психологи, педагоги и методисты: Л. С. Беляева, М. И. Бойцов, Л. С. Выготский, Х. Х. Габраль, А. И. Денисов, Н. А. Ковина, Л. Л. Литвиненко, В. В. Мерцалова, Я. И. Пономарёв, Л. Ю. Прохорова, М. Н. Скаткин, Е. А. Ходырева, Т. И. Шамова и другие.
Большое значение формированию у детей творческой активности придавал К. С. Станиславский. Он считал, что «творчество есть напряжение всех духовных сил человека», и выделил основные аспекты творчества : тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое напряжение, реализуемое в настойчивом постоянном поиске ответа на поставленный вопрос, глубокое внимание к различным сторонам решаемой задачи, эмоциональный подъём, выражающийся в особом состоянии, именуемом вдохновением, мыслительная деятельность субьекта, соединяющая как логическое мышление, так и воображение.
Вышеперечисленные составляющие творчества ярко проявляются и развиваются у детей наиболее эффективно в их словесном творчестве.
Детское словесное творчество, по мнению О. С. Ушаковой, – деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни, выражающаяся в создании устных сочинений: рассказов, сказок, стихов. Это наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка, связанный с его общим развитием. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством, так как само творчество немыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребёнок говорит, думает.
В результате исследований, проведённых Л. М. Ворошниной, В. Т. Дорожкиной, Э. П. Коротковой, Л. М. Малышевой, Н. А. Орлановой, Л. А. Пеньевской, Л. Е. Стрельцовой, Л. Ю. Субботиной, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Л. В. Чернецкой, К. И. Чуковским и другими учёными, было установлено, что более всего привлекательны для детей ритмически организованные художественные произведения, в которых наиболее тесно слиты содержание и эмоциональный настрой.
С помощью специальной аппаратуры, которую использовали лингвисты при изучении интонации, было выяснено, что стихи читаются медленнее, чем проза, так как в процессе чтения стиха усложняется модуляция звуков, они растягиваются. Поэтому стихи лучше воспринимаются и усваиваются детьми.
Детское стихосложение, с точки зрения Н. Н. Хоменко, есть система упорядоченности отвлечённых звуковых признаков текста, созданная детьми самостоятельно или при помощи взрослого.
Т. А. Сидорчук выделяет лимерик как основной вид детского стихосложения, называя его «любимой словесной игрушкой ребёнка». Как правило, лимерик – короткое стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).
Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук предлагают следующую схему составления детьми лимериков: первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвёртая строчки тоже рифмуются между собой, а пятая строчка содержит вывод и не рифмуется.
Дети с радостью сочиняют стишки по данной схеме в детском саду, дома, на прогулке самостоятельно и совместно с педагогом, родителями. Ниже приведены примеры сочиненённых детьми нескладух.
НЕУКЛЮЖИЙ ГНОМ
Жил да был весёлый гномик.
Он похожим был на домик.
Он с лисичкой не дружил,
Потому что хвост ей отдавил.
Вот какой неуклюжий гномик!
ДОБРЫЙ БЕГЕМОТ
Жил - был добрый бегемот,
Дома он сварил компот.
Дружно пили всем болотом
Бегемотную компоту!
Вот такого повара бегемота я знаю.
Свои стишки ребята чаще всего посвящают животным и сказочным героям, читают их с особой интонационной выразительностью, жестами и движениями обозначая наиболее важные и интересные, по их мнению, слова и строчки. Каждое стихотворение, придуманное ребёнком, отражает его эмоциональное состояние на данный момент, желания, мечты, реальные ситуации, происходившие с ним. Обучение детей составлению рифмованных текстов начинается с подбора пар картинок, названия которых рифмуются, затем дети придумывают рифмованные слова, рифмованные строчки, составляют дразнилки (передразнивание ребёнком того или иного слова, предмета в стихотворной форме) и лимерики, придумывают стишки на разные темы.
С точки зрения Т. А. Сидорчук и Н. Н. Хоменко, обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с трёхлетнего возраста. Для этого большое значение имеет окружающая ребё нка среда: оформление уголков чтения, создание маленьких картинных галерей, грамотное размещение в группе изделий народных промыслов.
Н. Т. Оганесян определила значение поэтического творчества как для самого ребёнка, так и для людей, его окружающих. Личная значимость поэтического творчества базируется на получении ребёнком удовольствия от создания собственного поэтического произведения; значимость поэтического творчества для развития детского воображения заключается в уходе, отвлечении от реальности и создании нового, интересного для самого ребёнка продукта; социальная значимость связана с возможностью ребёнка овладеть иностранным языком, установить контакт с другими людьми, познать полезную информацию.
Поэтическая игра свойственна как детям, так и взрослым, но для детей она имеет особое значение. З. Фрейд писал: «Каждое играющее дитя ведёт себя как поэт, когда оно создаёт себе свой собственный мир, когда оно окружающий мир перестраивает по - новому, по своему вкусу…»
В результате работы с детьми по составлению лимериков, ребята в разных видах деятельности чаще выдумывают и высказывают оригинальные идеи, становятся усидчивее, эмоциональнее.
Итак, стихосложение является действенным, эффективным способом формирования у детей 5 - 6 лет творческой активности, поскольку основан на проблемности, самостоятельности, индивидуальности и оригинальности ребёнка, способствует развитию эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер его личности.