Остапюк Яна Сергеевна
Steam-игра и проект «Сегодня фантазёры — завтра изобретатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Stem игра и проект
«Сегодня фантазёры -завтра изобретатели»
Введение
Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли такие знания в новой жизни, как нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников? Возраст 3-7 лет является стратегически важным этапом в развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности
Публикация «Steam-игра и проект „Сегодня фантазёры — завтра изобретатели“» размещена в разделах
- Игры для детей
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Наиболее перспективной сегодня является технология «STEAM». STEAM-образование один из основных мировых трендов. Возникает резонный вопрос, почему именно STEAM? В настоящее время приоритет отдаётся технической направленности. Во многих детских учреждениях создаются кабинеты IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центры. Меняется формат дополнительного образования детей. Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям. Поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEAM-образования.
Содержание модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, но в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы. Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база. Поэтому акцент делается на дополнительное образование.
Что такое STEFM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика).
STEAM - направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество с использованием современных информационно коммуникативных технологий.
Что же входит в инструментарий «STEAM» технологии?
1. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»;
2.«LEGO - конструирование»;
3Образовательный модуль «Математическое развитие»;
4. Образовательный модуль «Робототехника»;
5. Образовательный модуль «Мультстудия»;
6. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Данные методические рекомендации созданы мной на базе «Парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество» под авторством Т. В. Волосовец, В. А. Марковой, С. А. Аверина.
Цель создания методических рекомендаций:помощь педагогам в развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровой технологии«STEAM».
Задачи рекомендаций:
·раскрыть сущность педагогического инструментария игровой технологии«STEAM»;
·показать педагогам, каким образом, с помощью каких приемов на каждом возрастном этапе можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий при реализации«STEAM» образования;
·разработать и представить дидактические пособия в качестве инструмента«STEAM» образования для младшего и старшего дошкольного возраста.
Я выбрала именно модель STEАM-образования и именно для реализации в детском саду, в той мере, в какой позволят материальные возможности образовательного учреждения. Этому есть объективные причины.
Дети с раннего возраста осваивают многообразие мира посредством близких им игровых видов деятельности. Реализация образовательных в дошкольных учреждениях осуществляется в игровой форме, что регламентировано требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Технология«STEAM»с одной стороны — игра, с другой — развитие творческого интеллектуального потенциала ребенка.
Актуальность
Использование технологии «STEAM» в дошкольном образовании активизирует педагогов детей и родителей в направлении творческой инновационной продуктивной деятельности, работе с электронными интерактивными образовательными ресурсами, развитие творческого и оперативного мышления,в создание мультипликации – ведет в ногу со временем. Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности. STEAM-технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Актуальная проблема улучшения качества образования, предоставления дополнительных, востребованных родителями образовательных услуг, прекрасно решается путем обращения к «STEAM» образованию. При этом «STEAM» образование актуально не только для детского сада, но и для всех возрастных категорий образования. Нашему обществу жизненно необходимы интеллектуальные, технически грамотные и постоянно развивающиеся специалисты, способные вывести жизнь в нашем городе, регионе и стране на более высокие жизненные уровни. И сейчас есть возможность формировать будущих специалистов, строителей нашего будущего с помощью введения «STEAM» образования.
Новизна данной методической разработки в том, что до сих пор технология «STEAM» в нашей стране и в Кузбассе представлена минимально, да и то, используется в образовательных учреждениях разрозненно и эпизодически. Детская мультипликация и робототехника используются педагогами крайне редко, либо вообще не представлены в дошкольных образовательных учреждениях в силу недостаточной технической оснащенности детских садов, недостаточного уровня компетентности педагогов в сфере компьютерных технологий и других существенных причин.
Новизна использования «STEAM» образования и в том, что при интегрирование разных видов искусств и технологий создаются новые мультфильмы, интерактивные игры. Таким образом мы дадим родителям новые востребованные формы дополнительного актуального образования для детей, удовлетворив родительскую потребность в качестве образования. Новизна обстановки, необычные материалы и технологии, возможность выбора помогают не допустить в детскую жизнь однообразие и скуку. Важно каждый раз создавать такую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно такие условия вызывают у детей положительные эмоции, предвосхищение нового и интересного на занятиях, восторженное удивление от результата своих стараний, желание творить и самосовершенствоваться.
Этапы проекта :
1этап – подготовительный
выбор темы, постановка целей и задач
информация интернет – ресурсов;
подборка литературы для детей по данной теме;
2 этап – основной
беседы;
дидактические игры;
работа с родителями.
3 этап.
Работа с родителями:
Беседы
Консультации
Реализация игровой технологии «STEAM» через интегрированные занятия в детском саду.
Реализация образовательных модулей STEAM в приоритетных видах деятельности детей в дошкольном образовательном учреждение происходит через:
·Игру.
·Конструирование.
·Познавательно-исследовательскую деятельность.
·Учебную деятельность.
·Различные виды художественно-творческой деятельности.
·Освоение технологий ХХI века (элементы программирования и цифровые технологии).
Каждый модуль направлен на комплексное решение специфичных задач, которые обеспечивают реализацию целей STEM -образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
Как в условиях обычной дошкольной организации можно реализовать«STEM» образование? Давайте рассмотрим детально, какие инструменты мы уже имеем и можем использовать для амплификации детского развития.
Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности, разнообразные дидактические игры с геометрическими телами и фигурами по методикам Фребеля, Монтессори, Кюизнера, Дьенеша и др; освоение пространственных отношений через конструирование из разнообразных материалов (картон, пластик, бумага, дерево, металл и др.) в различных ракурсах и проекциях.
Через речевые игры на развитие способностей экспериментированию, обобщению, планированию и речевое комментирование процесса и результата собственной деятельности. Здесь важно научить свободному владению родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре, умению создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Через освоение математики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
Через организацию мультипликации и продуктивной деятельности в целом, на основе синтеза художественного и технического творчества, освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий, освоение медийных технологий.
Через формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности, осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия, формирование экологического сознания.
Образовательный модуль «Робототехника» и формирование основ программирования - наиболее сложны для реализации в ДОУ в силу своей затратности. Но вполне доступны развитие логики и алгоритмического мышления; развитие способностей к планированию, моделированию; анализ информации; развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.
Главная педагогическая ценность«STEАM» технологии, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Интегрированный подход рассматривается как взаимосвязь разных видов деятельности — игровой, технической, речевой, изобразительной, коммуникативной, познавательной и других, развитие детей осуществляется во всех пяти образовательных областях.
Интегрированное обучение детей в ДОУ является личностно ориентированным, тема деятельности, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми.
Интеграция дает возможности для самореализации, самовыражения педагога. Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная параллельно с образовательной программой ДОУ, система.
Предложенные рекомендации по использованию «STEАM» технологии могут быть успешно реализованы на практике в дошкольной образовательной организации в силу своей технической доступности. Например, для создания анимационного сюжета понадобятся достаточно обыденные сегодня предметы : цифровая фотокамера со штативом, компьютер или ноутбук, обеспеченный программами звукозаписи и анимации. Вместе с тем, создание мультфильма требует создания определенных условий, затрат времени, чётко спланированной и результативной предварительной работы с детьми и родителями, медийной грамотности педагогов. И все же, мультипликация, помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Дети становятся художниками, сценаристами, режиссёрами, актёрами, операторами, учатся договариваться друг с другом, согласовывать свои действия, добиваться общего результата. Для успешного развития детского творчества особенно важно подключить родителей воспитанников, у которых есть потребность развивать творческие способности своих детей. Таким образом можно сделать работу с детьми более разнообразной и вариативной, позволить всем участникам общего дела реализовать наработанные знания и неиссякаемую фантазию.
Отметим, что«STEАM» образование обеспечивает амплификацию детского развития, «необходимое условие разностороннего воспитания ребёнка» (А. В. Запорожец). Это особенно важно на ранних ступенях детского развития. В соответствии с теорией А. В. Запорожца программа STEАM -образования предполагает максимальное обогащение специфичных форм детской деятельности: игры, познавательно-исследовательской, конструирования, художественно-эстетической, а также обеспечивает возможность продуктивного общения детей друг с другом, с педагогами и родителями для полноценного развития интеллектуального потенциала каждого ребёнка
Дидактические пособия
Организации непосредственной образовательной деятельности по модулю Lego – конструирование парциальной модульной программы «STEM– образование для детей дошкольного и младшего школьного возрасте»
Первые занятия с Lego конструкторам были ознакомительные. В процессе которых мы поняли необходимость адаптировать методический материал, предложенный авторами STEM программы, для детей данного возраста. Так как, большая часть детей была не знакома с Lego – конструкторами и принципами его сборки. Мы пришли к тому, что необходимо расширить ознакомительный этап. В этом нам помогло методическое пособие Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО». Вскоре после начала работы нам стало ясно, что необходимо создать более доступные схемы. Схемы, которые были предложены со STEM программой и другими методическими пособиями, не позволяют детям видеть каждый этап создания конструкции, а это необходимо для того, чтобы усвоить алгоритм анализа постройки и пошагового планирования её создания. Для решения этой проблемы было принято решение предварительно фотографировать этапы создания какой - либо постройки, и предлагать эти изображения детям в качестве пошаговой схемы. Чтобы далее перейти к обучению детей конструированию по условиям, нужно было закрепить навык конструирования по схеме.
Для начала конструирования по схеме детям предлагаются только те детали, которые необходимы для постройки. В начале сборки конструкции необходимо показать детям, что должно получиться по окончанию сборки, объяснить, что за чем следует и как присоединять детали. Каждые следующий шаг схемы сопровождается комментариями.
Пример создание схемы "Качели"
1 шаг
2 шаг
3шаг
4 шаг
5 шаг
Используя конспекты занятий из методического пособия Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО»и схемы, мы добились необходимого уровня понимания у детей. Дети легко освоили основные принципы работы с конструктором. Детям стало интересно заниматься не только с конструктором Lego, но и с другими конструкторами и подручным материалом.
Следующим этапом нашей деятельности стало использование занятий, предложенных STEM программой
Как выглядит такое занятие.
Все занятия проводятся с подгруппой детей. На первом этапе мотивации чаще всего используется какая-либо проблемная ситуация и дается время на предположение, что можно сделать в данной ситуации. Это позволяет заинтересовать детей и настроить на предстающую деятельность. Большинство детей сразу же включаются в деятельность, начинают выдвигать идеи и вносить предложения. Задача педагога привести детей в их рассуждениях к желательному ответу. Нужно понимать, что мнение педагога ни есть единственно правильный ответ. Переходя в основную часть занятия необходимо предложить детям достаточно материала для реализации, задуманной им постройки, так же учитывая возраст детей необходимо иметь схемы конструкций. В некоторых занятиях используются уже готовые постройки, перед детьми ставится задача изменить их, либо найти неисправность. Так же STEM программа предусматривает такие занятия, где проходит экспериментирование с готовыми конструкциями, тогда основной акцент идет не на конструирование, а на исследование и получение результата. В конце занятия детям предлагается обыграть постройку, либо сделать выводы. Так как в наборе имеются игровые персонажи обыгрывание построек всегда эмоционально окрашенный процесс.
Результативность проекта
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры. У детей вырос уровень знаний по stefm
Большинство детей самостоятельно анализируют, сравнивают и обобщают предметы. Понимают, и выбирают фигуры для создания идеи и находят решение в данной ситуации.
Кроме того, дети научились общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую и в общественно – полезную деятельность.
1. Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в данном проекти проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр: качели заборчик башни.
Рефлексия
Анализируя работу в рамках проекта «Сегодня фантазёры -завтра изобретатели» я пришла к выводу, что тесное сотрудничество с родителями дает хорошие результаты при организации образовательной деятельности, построении предметно – пространственной развивающей среды. Родители с удовольствием замечают положительные изменения в развитии детей.
Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников и наметить пути дальнейшего развития детей.
Заключение.
«STEАM» образование имеет объективные преимущества:
1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности. 2. Своевременная адаптация детей дошкольного возраста к современной образовательной среде дальнейшей образовательной системы. Содержание, технологии, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение — преемственны по возрастным возможностям и усложнению содержания.
3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование компетенций и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.
4. Развитие критического мышления рассматривается как процесс, направленный на формирование умений получать необходимую информацию, анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности.
5. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуальным подходом заключается в умении объединять индивидуальные интеллекты для достижения общих целей, договариваться, задавать вопросы, аргументировать. Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде, воспитывается ценностное отношение к процессу и к результатам труда общего и личного.
6. Первичное ознакомление с рядом профессий и специальностей XXI века в области информационных технологий, связанных с умением работать с большим объёмом разноплановой информации.
7. Развитие интереса к техническому творчеству. STEM-образование призвано возродить систему секций и кружков «юных техников», основанных на естественном интересе детей к техническому конструированию и моделированию. Важно, чтобы данные виды деятельности опирались на исследовательский опыт ребёнка, приобретённый в детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира формировалась на основе системно-деятельностного подхода и базировались на знаниях, полученных опытно-экспериментальным путём. Окружающий мир изучается ребёнком через игру и экспериментирование с объектами живой и неживой природы. Методические материалы дают связь между живыми существами и роботами, мотивируя ребёнка двигаться от игры через конструирование в увлекательное техническое творчество. Это может стать мотивацией до окончания образования и получения любимой специальности. STEM, таким образом, становится дополнением к обязательной части основной образовательной программы (ООП, где мобильно и динамично реализуется востребованное содержание, отвечающее интересам и приоритетам современного дошкольника.