Виктория Ромкина
Значение игры в жизни ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра совершенно необходима ребенку в раннем возрасте, потому что именно в это время у ребенка развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения. Тактильным ощущениям придается огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью.
Публикация «Значение игры в жизни ребенка раннего возраста» размещена в разделах
Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Согласно данным психологов и физиологов у детей раннего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью.
Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу две задачи: косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовят к владению навыка письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Игра является важнейшим условием полноценного развития ребёнка. На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трём основным направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности. Во-вторых, в игре ребёнок усваивает назначение предметов и овладевает обобщёнными действиями с ними. В-третьих, игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания.
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, даёт ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.
Вместе с тем игра не является спонтанно развивающимся видом деятельности. Она передаётся от старших детей к младшим. В настоящее время этот естественный процесс нарушен, так как в большинстве семей по одному ребёнку, а группы в ДОУ преимущественно одновозрастные. Тем не менее, обучение игре стало уделом детского сада. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, авторов многочисленных публикаций, посвящённых этой теме, помочь ребёнку научиться играть педагог может, только играя вместе с ним.
Как отмечают исследователи (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., на третьем году жизни завершается первый этап развития игры – овладение ребёнком общественным назначением предметов. От произвольного оперирования с предметами он переходит к использованию игрушки для имитации традиционного способа её употребления: «говорит» по игрушечному телефону, «варит суп» в игрушечной кастрюле.
Использование предметов в игре ребёнком третьего года жизни можно представить следующим образом: если у него есть кукла – он её просто «покачает», есть тарелочка – он «покормит» куклу, есть коляска – он «вспомнит», что с куклой надо ещё и «погулять». Окружающие предметы словно требуют от малыша совершения с ними определённых действий.
Развитие целенаправленной деятельности в игре – важное направление педагогической работы. Значение игры для становления целенаправленной деятельности обусловлено тем, что в практической жизни возможности ребёнка самому ставить и реализовывать цели весьма ограничены.
В игре диапазон целей существенно расширяется за счёт возможности достигать с их помощью любых ненастоящих средств и способов. Эта возможность позволяет ребёнку через игру приобщаться к взрослым серьезным целям, самостоятельно ставить и реализовывать их, а также связывать цели одну с другой (сначала купить продукты, потом приготовить обед и, наконец, накормить кукол).
Современная дошкольная педагогика исходит из того, что таким побудителем является готовность ребёнка подражать взрослому. При этом он подражает не только реальным действиям, перенося их в игру, но и игровым, повторяя их в собственной игре. Наблюдая за тем, как взрослый кормит куклу, ребёнок может захотеть сделать то же самое. Однако возникновение у ребёнка интереса к повторению игровых действий взрослого будет прямо зависеть от того, насколько тот ярко, выразительно и привлекательно передаст их. Только в этой ситуации ребёнок захочет повторить их в своей игре.
Таким образом, можно сказать, что игра – это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Для детей раннего возраста игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба, игра для них- труд, игра для них- серьёзная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего.
Игра- самая любимая и естественная деятельность малышей. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.