Смирнова Ирина
Значение фонематического слуха в развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Смирнова И. В.
МДОБУ «Центр развития ребенка –
Медведевский детский сад №6 «Колокольчик»
п. Медведево
В статье описано влияние фонематического слуха на развитие речи ребёнка. Рассмотрены этапы овладения речью ребёнком. Выделены компоненты, которые входят в понятие фонематический слух.
Значение фонематического слуха в развитии ребёнка.
Публикация «Значение фонематического слуха в развитии ребёнка» размещена в разделах
Важную роль в жизни человека имеет устная и письменная речь. Правильная речь помогает получать, перерабатывать и хранить разную информацию, способствует совершенствованию и развитию человека. Одной из основ формирования и развития речи является фонематический слух.
Что же такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.
Проблемой развития фонематических процессов занимались такие исследователи: Гвоздев А. Н., Эльконин Д. Б., Левина Р. Е., Филичева Т. Б. и другие.
Так профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.
На первом, дофонемном этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.
На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.
На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.
На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков.
Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.
На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Таким образом, правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать звуковые образы слов в своей речи и в речи окружающих.
В свою очередь понятие «фонема» ввел в 30-х годах XX века Л. С. Выготский. Фонема — это не просто звук, не потерявший значения, известная единица, обладающая в минимальной степени первичным свойством, который принадлежит и речи в целом. Он обращает внимание на то, что фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи, в связи с чем был введен термин фонематический слух.
Л. С. Выготский включает в фонематический слух следующие компоненты:
1) Способность слышать есть данный звук в слове или нет;
2) Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
3) Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Поэтому благодаря фонематическому слуху формируется правильная устная речь ребёнка. А далее человек овладевает звуковым анализом и синтезом, которые необходимы при обучении грамоте.
Итак, период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Проговаривание слов – одно из условий выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического слуха важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Его механизм существенно перестраивается при овладении чтением и письмом – в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко- буквенных образов слов.
Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они могут неправильно воспроизводить некоторые фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время они уже начинают слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; узнают неправильно произносимые слова и способны проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка : звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Речь смазана, нечеткая дикция, отмечается некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха так же остро встаёт при обучении грамоте. У детей с нарушением фонематического слуха ошибки из устной речи перетекают в письменную речь. Например, опираясь на проговаривание дети пишут неправильно распознанные звуки, не могут правильно поставить ударение в словах, что затрудняет подбор проверочных слов. Ребёнок не может различить ударный или безударный гласный звук в слове, глухой или звонкий согласный звук, соответственно он не может подобрать проверочное слово. Детям сложнее осваивать чтение, темп значительно медленнее, чем у их сверстников, им сложно освоить слитное чтение, часто при чтении переставляют буквы, слога местами, нарушается смысл прочитанного при неправильном соединении слогов (звуков) в слово. Таким образом нарушение или недостаточно развитый фонематический слух приводит к нарушениям звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушению грамматического строя речи, дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс.
Литература:
1)Выготский Л. С. Собрание сочинений Т. 4 Детская психология/ под ред. Д. Б. Эльконина М. : «Педагогика» 1984г.
2) Кондаков И. М. Психологический словарь СПб. ; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 (М. : ПФ Красный пролетарий). - 508 с.
3) Фомичева М. Ф., Влосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Волосовец. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.