татьяна галичкина
Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Т. А. Галичкина
МБДОУ д/с №88 «Улыбка» г. Белгород
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Аннотация. Статья о музыкально оздоровительной работе в ДОУ, о применении современных здоровье-сберегающих технологий музыкальным руководителем. Виды здоровье-сберегающих технологий, приёмы и особенности применения их в педагогической практике в детском саду.
Ключевые слова. Здоровье-сберегающие технологии, музыкально- оздоровительная работа, коррекционная технология, лого-ритмические упражнения, музыкотерапия.
В нынешнем обществе музыка характеризуется одним из видов худо
жественной деятельности. Музыкальную терапию широко используют во
многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений здоровья как физического, так и эмоционально психического. В прошлом музыка широко применялась в медицинской практике. Это известно из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, цитируется в мифах об Аполлоне. [3, с. 16 ] и т. д. Платон пишет: " Музыкальное воспитание более
действенноесредство, чем другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души. Музыка не только даёт удовольствие, но и содействует
укреплению здоровья. Известнейший врач Авиценна еще тысячу лет назад
исцелял ароматами, смехом и музыкой душевнобольных нервными и психическими заболеваниями. Было доказано, что музыка интенсивно воздействует
на структуры всех жизненно важнейших физиологических систем, интенсив
ность различных психофизиологических процессов, дыхание и сердечно
сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным эндо-
кринным и биохимическим изменениям. Психофизическое направление
музыкальной деятельности сплетено с позитивным воздействием музыки на
разные системы детского организма. [2с. 25] Музыкально оздоровительная
работа в ДОУ помимо образовательных и воспитательных ставит перед
собой и оздоровительные задачи :
1. Охранять и укреплять психофизическое здоровье детей.
2. Сформировывать условия, обеспечивающие психоэмоциональное благопо
лучие каждого ребёнка.
3. С помощью здоровье-сберегающих технологий повышать адаптационные
возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устой
чивость к заболеваниям) [1с. 8]
В работе с детьми целесообразно задействовать современные здоровье сбере
гающие технологии в игровой форме. Различают следующие виды здоровье
сберегающих технологий :
Технология сохранения, стимулирования здоровья (валеологические песенки - распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, речевые
игры, фонопедические упражнения, релаксация)
- Технология обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры - танцы, игровой массаж)
-Коррекционная технология (лого ритмика, музыкотерапия) [1с. 12]
Для детей с ограниченными возможностями развития наиболее важными
являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и
времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербаль-
ных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
В детских садах на нынешний день самая животрепещущая тема -коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология весьма часто встречается именно в этом возрасте, а также весьма успешно поддаётся коррекции при своевременном лечении. Немаловажным и действенным влиянием обладают особые лого ритмические задания или упражнения голосовые, речевые и пальчиковые игры, применяемые на музыкальных занятиях, в структуре которых комплексное совмещение слова, музыки и движения. Известнейшими педагогами подтверждена прямая и закономерная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произнесением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти размещены рядом. Лого- ритмические упражнения в свою очередь благотворно влияют на развитии музыкальных способностей и вокальных навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом, а так же внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач. Ещё одна технология на которой хотелось бы остановиться – музыкотерапия. Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она снимает возбуждение и нервозность, головную и мышечную боль, а так же повышает иммунитет детей, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия включает : прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изо деятельности. Как показывает педагогический и научно-исследовательский опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего психоэмоционального самочувствия детей, улучшению исполнения качества телодвижений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и формированию чувств, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Целесообразность музыкотерапии особо значима в работе с детьми с ограниченными возможностями. Дифференцируют следующие приемы музыкотерапии в работе с детьми :
1. Метод нацеленной визуализации К. О. Коннор (музыка и релаксация). Порой дети бывают очень напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. Им нужно помочь успокоиться. При релаксации дети могут прилечь на пол, могут принять любую комфортную позу, чрезвычайно полезны наклоны и потягивания тела.
2. Музыка и медитация. Специально подобранная музыка служит фоном на
музыкотерапии. После упражнений по медитации дети могут рисовать или
двигаться под музыку.
3. Метод направленных фантазий В. Оклендер (музыка и фантазии).Фантазии
весьма ценны для развития детей. Они применяются как терапевтическое
средство. [3,с. 50] Музыка используется как фон, как иллюстрация, может
гармонично вплетаться в задание.
4. Слушание музыки. Один из самых серьёзных видов музыкальной деятель-
ности - восприятие музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого,
следить за его мыслью, является базой для результативного взаимодействия.
Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он уяснил и не понял, в
какой поддержки он нуждается, и соответственно, попросить что-то
разъяснить, повторить, озвучить собственное суждение по поводу услы-
шанного. И если в привычной речи внимание адресуется, прежде всего, на
вербальную сторону, то во время слушания музыки усиленно подключается
невербальное мировосприятие. А ведь психологи считают, что чтение невер-
бальных сигналов характеризуется важным условием эффективного взаимо-отношения. Мы говорим о динамике, диапазоне, тембре, темпе, ритме музы-
кального произведения или отдельных его частей и подмечаем, что именно
эти слагающие невербальной системы олицетворяют собой индикатор пере-
живаний и эмоций. И вот перед нами " ропщет, всхлипывает" больная кукла,
вот гордый, стремительный смелый всадник, вот выражает обиду на повара
кошечка, а вот хохочут веселящие малышей, клоуны. Дети вскоре учатся
сострадать, сопереживать им, начинают осознавать, что значимо в жизни, с
какой интонацией и в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо, а
когда громко. Мимика, жесты, то с какими эмоциями мы встречаемся, на
всё это мы акцентируем внимание во время восприятия музыкального произ-ведения. Для слушания произведений различного характера можно создать и
всевозможные мизансцены. Так колыбельную песнь комфортнее слушать
сидя или лёжа на ковре, а вот классическую музыку в полукруге. Можно из
стульчиков смастерить и поезд, и концертный зал, и даже космический
корабль. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, содействует
концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют
фонограммы леса, пение птиц, пьесы из цикла "Времена года" П. И. Чайков-ского,"Луннаясоната"Бетховена и многие другие произведения классической
музыки. [5,с106] Хорошо если утром в группе или дома в семье будет звучать
мажорная классическая музыка, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, устранения психоэмоционального и физического напря-жения, для приятного погружения в дневной сон желательно прибегнуть к благотворным воздействием мелодической и современной релаксирующей
музыки, насыщенной звуками природы (шорох листьев, голоса птиц, шум
морских волн, крик дельфинов, журчание ручейка).Дети на подсознательном
уровне успокаиваются,расслабляются. Особенное внимание следует обратить
музыкально-рефлекторному пробуждению детей после полуденного сна. Для
этого используется негромкая, ласковая, лёгкая, радостная мелодия. Неболь-шая композиция должна быть постоянной в течение приблизительно месяца,
чтобы у ребёнка сформировался рефлекс пробуждения. Таким образом гра-
мотное применение музыки в режимных моментах дома и образовательной
деятельности поможет поднять настроение, оптимизировать деятельность
всех структур организма, улучшить функционирование высших нервных про
цессов и значимым при этом имеет такой факт как заинтересованность роди-
телей в совместной работе по использованию музыки в повседневной жизни
ребёнка.
5. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкаль-ных инструментах. Для исполнения простейших пьес можно использовать
даже такие обыкновенные инструменты, как барабан,треугольник, ксилофон.
Занятия представляют собой импровизированную игру. Развивается динами-ческая приспособляемость, способность к добрососедскому слушанию. Дети
активно контактируют друг с другом в процессе игры, между ними появляются коммуникативно эмоциональные взаимоотношения. Главное, чтобы ребенок посредством игры на музыкальном инструменте мог самовыразиться. Танцевально-двигательная терапия это единственный вид
терапии, где используется очень предостаточно свободного пространства.
Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфлик-тов, намерений,и может способствовать проживанию отрицательных чувств
и избавлению от них. Часто случается так, что дети в силу некоторых
обстоятельств недружелюбно относятся друг к другу. Подобный негативизм
особенно резко выявляется тогда, когда мы начинаем разучивать с детьми
парные танцы. И тут нам на помощь приходят коммуникативные массовые
танцы чудесное изобретение ещё наших предков. Известно, что танец был
средством коммуникации ещё до появления вербального общения. Ощущения и чувства единения и гармонии в массовых танцах и сегодня дают
людям эмпатическое осознание эмпатическое осознание друг друга. Коммуникативные танцы со сменой партнёра, как правило, имеют простые
фигуры и движения, доступны для исполнения в самых разных возрастных
группах. С их помощью развивается лёгкость вступления в контакт детей
друг с другом, инициативность, естественным образом снимаются зажимы,
возникает ощущение уверенности в себе, значимости в коллективе, поднима-ется показатель самооценки. Тактильный контакт, осуществляемый в танце,
дружественные жесты, способствуют формированию доброжелательности
между детьми и, тем самым, стабилизации микроклимата в детском коллек-тиве. Доступность коммуникативных танцев позволяет применить их и на
занятиях, и на праздниках и вечерах досуга, подключать к участию в них
родителей. Работая ранее около десяти лет в детском дошкольном учреждении в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи в группе детей с детским церебральным параличом пришла к выводу, что здоровье-сберегающие технологии, в том числе и музыкотерапия (во всех её видах и проявлениях) как часть музыкального занятия являлась лучшим помощником в музыкально-коррекционной
работе с детьми. Занятия лого-ритмикой, динамические упражнения, игры, коммуникативные танцы, игровой массаж вызывали в детях интерес и доставляли им огромное удовольствие. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка.
Занятия проходили достаточно динамично и эмоционально. Дети с большим
желанием ждали очередной встречи с музыкой. Воспитанники находились в
таких группах в основном два иногда три года. К выпуску можно было
отследить положительные результаты музыкотерапии : импульсивные дети
становились достаточно спокойнее, а замкнутые наиболее общительными
(социализация в обществе) у многих детей развились вокальные и хоровые
навыки, музыкальная память и слух, начали формироваться коммуникатив-
ные и творческие возможности детей, улучшилась речевая и сенсомоторная функция,был заметен оздоровительный эффект (физиологический, улучши-лась координация движений, ориентация в пространстве, мелкая моторика, улучшилось эмоциональное состояние дошкольников, повысилась
самооценка, что является немаловажным вкладом в общем психическом становлении личности ребёнка. А это немаловажно, ведь здоровье ребёнка, как говориться во Всемирной организации здравоохранения, это не только
отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психи-ческое и социальное благополучие.
Список литературы
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград: Учитель. 2011г.
2. Бурно М. Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. М., 2002, с. 214
3. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. Изд-во Института Психотерапии. М., 2004, с. 90.
4. Выготский Л. С. психология искусства. Минск, 1998, с. 356.
5. Назайкинский Е. О. Психология музыкального восприятия. М. : Музыка, 1974, с. 378
6. Психо-коррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. — М., 1998.
7. Музыкотерапия в музыкальном образовании : Материалы первой всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. А. С. Клюева. СПб., 2008, с. 254.