Получи документы

Консультация для родителей «Запуск и развитие речи»

Брик Лариса Викторовна
Консультация для родителей «Запуск и развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Запуск и развитие речи

Многие родители ошибочно полагают, что если нет речи, то её нужно развивать целенаправленно. Речь - это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах нервной системы (или их отсутствии).

Публикация «Консультация для родителей „Запуск и развитие речи“» размещена в разделах

После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной (экспрессивной) речью обслуживает общение ребенка с окружающими. Если вы хотите помочь ребёнку заговорить, то помните, что речь развивается через движение, а точнее, вслед за ним. Сначала ребёнок учится движениям, а уже потом начинает говорить. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.

Обязательно играйте с малышом в подвижные игры, устраивайте домашнюю полосу препятствий из стульев, подушек, скрученных одеял, где ребёнок будет проползать, перешагивать, учиться прыгать и держать равновесие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата:

1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся.

2. Развиваем артикуляционные мышцы:

• Надуваем пузырь щечками, хлопаем ладошками.

• Показываем язычок – дразнимся/язычок выглянул из ротика и спрятался обратно.

• Язычок выглядывает и смотрит вверх-вниз, вправо-влево.

• Показываем зубы – «У кого есть зубки!»

«Лакаем молоко» как кошка.

ВКУСНЫЕ ИГРЫ

• Облизываем губки – варенье, мед, йогурт.

• Высовываем язычок – возьми ягодку (орешек, витаминку, печеньку-рыбку, и убираем в рот на язычке.

• Облизываем чупа-чупс (дольку апельсина, яблока) – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево.

• Катаем внутри рта орешек или круглое драже.

• Слизываем мороженое с блюдца.

• Держим передними зубами кусочки фруктов, не касаясь губами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. Постоянно общайтесь с ребенком, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите.

2. Говорить с ребенком нужно простыми и короткими предложениями, не перегружая речь большими грамматическими конструкциями. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. Вначале упростите все слова до 1-2 слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «кошечка», а «киса», не «петушок», а «петя». Далее постепенно усложняйте слова.

Примерный список слов, которые мы учим после звукоподражаний.

Существительные:

• Дядя, тётя, деда, ляля, киса, вода, мыло, пена, лиса, луна, сова, муха, оса, коза, часы, бусы, усы, каша, ваза, вата, миша, цыпа, пони, гора, сани, лужа, туча, куры, рыба, рога, дыня, лапа, ухо, губы, нога, рука.

Имена собственные для игрушек: Оля, Коля, Петя, Таня, Вова. Можно дать имя собачке Тяпа, а корове Мила и т. д.

• Дом, кот, рот, нос, рис, юла, мяч, жук, лев, кит, гусь, конь, лук, ёж и др.

Глаголы:

• Дай, иди, лови, тяни, беги, неси, лей, сыпь, пей, мни, кати, жми, дави, стучи, крути и др.

Медленно и чётко проговариваем слова, ставим усиленное ударение. Например:

- Коооля, что мы делаем?

- Моооем.

- Что моооем?

- Руууки.

- Мы моооем руууки.

-А это что?- Мыыыло.

-Трёёём, трёёём!

- Ой! Смотриии! Пееена!

Каждый глагол обыгрываем, «привязываем» к игре или жесту.

3. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

4. Если у ребёнка задержка в развитии речи, а в семье для общения используют несколько языков, то при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.

5. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?», а не «Он играет?»

6. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

7. Обращайтесь к ребенку «лицо в лицо», четкой речью. Это поможет малышу учиться правильно, координировать артикуляцию своих органов речи.

8. Следуйте за инициативой ребенка. Говорите о том, на что ребенок смотрит, или о том, что он взял в руки.

9. Голос-это озвученное дыхание. С малышом можно дуть на пёрышко, сдувать пену с ладошки, задувать свечи, дуть во флейту или дудочку. Обучая малыша правильному речевому дыханию, придерживаемся следующих правил:

• Перышко или свеча должны находиться на уровне рта ребёнка;

• Выдох продолжительный и плавный;

• Не поднимаем плечи;

• Не надуваем щёки при выдохе;

• Спинку держим прямо.

10. Развитие слуха малыша играет огромную роль в различении звуков. В этом помогут игры «Угадай, что звучало», «Кто как говорит?».

11. Что делать, если язык не слушается малыша? На помощь придет гимнастика для языка, которую может провести любой из родителей.

12. Большую роль в стимулировании речи играет развитие пальцев рук. Сюда входят различные действия, требующие определенной ловкости маленьких пальчиков. Например: сортировка крупы, нанизывание бусинок на веревочку, вкладывание форм в прорези, лепка и т. д.

13. Пойте песни, читайте стихи. Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласные, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов. Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двумя-тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.

14. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат. Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия, которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.

15. Покажите, как говорить. Заведите альбом с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша» и т. д. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.

16. Разрешайте ребенку пересыпать фасоль, горох, пшено, рисовать на манке, играть с песком, водой, пуговицами и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвет, форму, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

17. Сохраняйте спокойствие. Помните о том, что игра и похвала очень важны для детей. Не преступайте к игре с ребёнком тогда, когда вы в плохом настроении или у вас нет желания заниматься. Малыш чутко воспринимает любые оттенки вашего настроения, а его успешное обучение возможно только при положительном эмоциональном настрое на игру-занятие.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Запуск и развитие речи»
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 12:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Запуск и развитие речи»» (включая файлы) размещена пользователем Брик Лариса Викторовна (УИ 2959965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД