ЕЛЕНА НЕЗНАМОВА
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ- технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
В нашем детском саду работа по системе ТРИЗ с детьми осуществляется постепенно.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения :
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Публикация «Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Детям было предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
В третьем этапе – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
На 1 этапе воспитатели учили детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры «Хорошо-плохо». Взяли самое простое хорошо знакомо слово «дождь».
Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.
Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.
Во 2-м этапе работы по ТРИЗ-РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос: Как спасти колобка» - Убить лису. Поэтому, чтобы раскрепостить мышление детей, надо дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаем внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.
На 3 этапе решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, мы решили научить детей решать сказочные задачи.
Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремились к идеальному конечному результату.
.Основной задачей, которую мы поставили перед собой является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
В своих занятиях мы придерживались следующих правил:
• Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
• Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
• Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
• Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)
В процессе проектирования занятий с дошкольниками мы рекомендуем придерживаться следующей последовательности:
• выбор темы занятия в соответствии с комплексно – тематическим планом. При этом не имеет значения, какая программа лежит в основе деятельности педагога;
• определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
• формулировка программного содержания;
• выбор разнообразных инструментов обучения;
• составление конспекта.
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления которые мы использовали в своей работе :
• Функциональное назначение объектов.
Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
• Я – лягушка. Я умею прыгать.
• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребё нок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.
«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т. д.
Работая мы сделали вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом
1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А. Б. – Петрозаводск, 1991.
2. Ардашева Н. И. и др. Истории про. … – Ульяновск, 1993
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1991.
4. Гин А. А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ : сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.
5. Гин С. И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.
6. Гин С. И. Мир человека. – Гомель, 1993.
7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А. И. – Ростов-на-Дону, 1991.
8. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М. : Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).
9. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.
10. "Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т. А. – Челябинск, 2000.
11. Киплинг Р. Сказки. – М. : Детская литература, 1986.
12. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.
13. Ладошкина С. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1990.
14. Ладошкина С. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1989.
15. Мурашковска И. Н. Валюмс Н. П. Картинки без запинки. – С-Пб, 1995.