Лучший педагог года

Экологическое воспитание в жизни ребенка дошкольного возраста

Светлана Викторовна Гоменюк
Экологическое воспитание в жизни ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Окружающая природа является самым важным средством в экологическом воспитании и развитии наших детей.

Природа – это источник красоты, доброты, источник познания мира и является источником укрепления нашего здоровья.

Наши дети всегда и везде соприкасаются и общаются с природой в разное время года — и когда вокруг падает пушистый белый снег, и когда зацветают луга, сады, журчит говорливый ручеек. Детей привлекают яркая расцветка бабочек, пестрые цветы, разнообразие птиц, жуков, разных насекомых, плывущие по небу облака. По осени наших детей завораживает красота осеннего леса, разнообразие грибов и ягод.

Публикация «Экологическое воспитание в жизни ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Задача педагога расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном мире, научить ребенка понимать и любить окружающий мир и уметь защищать и бережно относиться к нему, развивать познавательные интересы, наблюдательность. В мире природы открываются возможности для эстетического, патриотического и нравственного воспитания детей.

В экологическом воспитании дидактические игры занимают особое место. Ведь игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения в совместной деятельности детей. В игре дети знакомятся с окружающим миром, лучше происходит усвоение новых знаний, стимулирует детей на умственную активность, а также в игре формируются нравственные нормы и правила поведения в природе. В дидактических играх дети закрепляют полученные ранее знания и получают новые. В игровой форме у ребенка повышается настроение, так как игра это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта и облегчает процесс познания. И наши дети будут ценить и беречь окружающую природу всю свою сознательную жизнь и надеемся, что передадут свои знания и умения следующим поколениям.

С учетом возрастнх особенностей детей и учитывая индивидуальный уровень развития детей, необходимо постепенно усложнять дидактические игры. Для детей дошкольного возраста необходимо строить образовательную деятельность в игровой форме, включая разнообразные дидактические игры, направленные на полноценное развитие детского интеллекта.

Для своей работы с детьми я создала цикл дидактических игр, которые можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, как в обучающей форме, так и в самостоятельной игровой деятельности.

Предлагаю перечень дидактических игр, созданных своими руками и с помощью родителей.

По теме дикие животные: «Кто где живет?», «Найди мою тень», «Найди различия», «Обведи по пунктирным линиям», «Найди маме малыша», «Собери картинку», «Узнай по контуру», «Четвертый лишний», «Кто больше?», «Кто что ест?», «Обведи по точкам», «Разрезные картинки», «Чей детеныш?», «Чей силуэт?», «Чей след?», «Чей хвост?», «Чья тень?», «Логическая цепочка», «Графомоторика», «Кому что?», лото: «Дикие животные».

По теме птицы: «Найди мою тень», «Найди различия», «Обведи по пунктирным линиям», «Собери картинку», «Узнай по контуру», «Четвертый лишний», «Кто больше?», «Обведи по точкам», «Разрезные картинки», «Чей силуэт?», «Чей след?», «Чей хвост?», «Чья тень?», лото «Птицы», «Найди птицу», «Графомоторика».

По теме насекомые: «Найди мою тень», «Найди различия», «Обведи по пунктирным линиям», «Собери картинку», «Узнай и назови насекомое», «Узнай по контуру», «Четвертый лишний», «Кто больше?», «Обведи по точкам», «Разрезные картинки», «Чей силуэт?», «Чей след?», «Чей хвост?», «Чья тень?», «Найди насекомое», «Логическая цепочка».

По теме фрукты и овощи: «Найди мою тень», «Найди различия», «Обведи по пунктирным линиям», «Собери картинку», «Узнай по контуру», «Четвертый лишний», «Что больше?», «Обведи по точкам», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Графомоторика».

По теме ягоды: «Найди мою тень», «Собери картинку», «Узнай по контуру», «Четвертый лишний», «Что больше?», «Обведи по точкам», «Разрезные картинки», «Графомоторика».

По теме грибы: «Найди мою тень», «Обведи по пунктирным линиям», «Собери картинку», «Узнай по контуру», «Четвертый лишний», «Обведи по точкам», «Разрезные картинки», «Чей силуэт?», «Графомоторика».

По теме деревья: «Найди мою тень», «Найди различия», «Обведи по пунктирным линиям», «Собери картинку», «Узнай по контуру», «Четвертый лишний», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что больше?», «Найди такой же листок», «Обведи по точкам», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Найди дерево», лото «Деревья», «Графомоторика».

По теме цветы: «Найди мою тень», «Найди различия», «Обведи по пунктирным линиям», «Собери картинку», «Узнай по контуру», «Четвертый лишний», «Какой больше?», «Обведи по точкам», «Разрезные картинки», «Чей силуэт?», «Чья тень?».

Дополнительно созданы игры: «Когда это бывает?», лото: «Времена года», «Собираемся на прогулку»; были созданы для детей «Красная книга», эмблемы с правилами поведения на природе, картотеки с загадками и стихами, в уголок природы сделаны матрешки, одетые по сезонам, карточки с пятью органами чувств человека и карточки о природных явлениях, созданы карточки со следами диких и домашних птиц и животных, созданы альбомы «Что вредит нашей экологии», «Стадии роста и развития живых организмов», «Лекарственные растения».

Выше перечисленный материал и игры, которые применяются в образовательной деятельности и в самостоятельной игровой деятельности помогают детям усвоить качества предметов и уточнять представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Этот весь перечисленный материал доступен детям, создан в виде лэпбука, со сменными кармашками, для смены любого материала. Этот материал направлен на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию экологических знаний, развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация, внимание и памяти.

1. Игра «Сложи картинку»

Цель: уметь детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, (или любая другая картинка с птицами, насекомыми, фруктами, овощами и т. д.) разрезанная на 6 и более частей.

Собрав картинку, спросите, что за картинку он собрал.

2. Игра «Четвертый лишний»

Цель: уметь выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови,

И выбор свой объясни.

В этой игре можно применять любые картинки относящиеся к экологии. Игра на классификацию предметов.

3. Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей,

Один еж – два ежа – пять ежей,

Одна белка – две белки – пять белок.

В этой жеигре можно закреплять порядковый счет: первый, второй, третий и т. д. Считать можно любые фрукты, овощи, ягоды, грибы и т. д.

4. Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Взрослый на столе выкладывает 4 и более овощей (фруктов, ягод, грибов и т. д.): «Посмотри внимательно, что лежит на столе. Это чеснок, капуста, тыква, помидор, перец. Посмотри внимательно и запомни». Далее предложите закрыть глаза. Ребенок закрывают глаза, а взрослый убирает один овощ. «Чего не стало?» Ребенок вспоминает и называет спрятанный овощ. Можно усложнить и убрать не один овощ, а до 2-3 овоща. (Можно использовать натуральные овощи, фрукты, ягоды, грибы).

5. Игра «Продолжи ряд»

Цель: Развивать умения ребенка осуществлять последовательные умственные действия: уметь анализировать.

Уловив закономерность в последовательности предметов, ребенку надо продолжить начатый ряд.

В этой игре можно использовать любой природный материал: шишки, желуди, семечки, орехи, листья разных пород деревьев и кустарников, ягоды и т. д.

6. Игра «Узнай по контуру»

Цель: развитие зрительного внимания, развитие умения сознательно направлять внимание на определённые предметы.

Игра поможет развить зрительную память ребенка. Вам необходимо распечатать карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

7. Игра «Чья тень»

Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти.

Сделайте карточки с изображением различных животных, (или любые другие экологические картинки, а также их теней.

Предложить ребёнку найти, где, чья тень и соединить нужные картинки линиями.

8. Игра – задание «Обведи по точкам»

Цель: Развитие мелкой моторики рук. Закрепление знания диких животных.

Детям предлагаются картинки с изображением диких животных с помощью точек. Необходимо обвести животное по точкам и отгадать его.

Аналогично можно провести эту игру с листьями, птицами, цветами, ягодами, грибами, плодами и т. д.

9. «Угадай листок».

Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листку, находить его в природе.

Игра проводится на прогулке в парке (лесу). Соберите опавшие листья с деревьев или кустарников. Предложите ребенку узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с данным найденным деревом (кустом).

10. Игра «Береги природу» (игра с эмблемами.)

Цель: формирование у детей представления о правилах поведения на природе, закрепление их посредством создания эмблем.

Задачи: учить детей анализировать и сделать вывод о том, что человек должен беречь и охранять природу; закрепить правила поведения в природе посредством дидактической игры (эмблемы «Береги природу»).

После пребывания с ребенком на природе, провести беседу о правилах поведения на природе. Затем предложить ребенку нарисовать эмблему одного из правил соблюдения человека на природе. И так с ребенком нарисовать несколько эмблем с правилами, а затем, сам ребенок может рассказать, глядя на эмблему, что за правило скрывается в данной эмблеме. В дальнейшем с этими эмблемами можно играть, как в лото. Перевернув эмблемы лицом к столу, по очереди, то ребенок, то взрослый рассказывает о данном правиле.

В заключении хочется подвести итог о влиянии дидактических игр на стимуляцию активности детей. Дидактические игры создают положительный и эмоциональный настрой, дают хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей и формируют экологическую культуру ребенка. А так же способствуют развитию познавательных, умственных способностей, речевому развитию, социально – нравственному развитию детей и художественно – эстетическому воспитанию (ребенок осознает насколько тот, или иной предмет, или явление красиво). Немаловажным является умение ребенка видеть красоту и многообразие природы, проявлять заботливое отношение ко всему живому.

Публикации по теме:

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэнчээри» Доклад на тему: «Экологическое образование и воспитание.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста". Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.

Доклад на педсовет «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Содержание. 1. Введение. 2. Экологическое воспитание дошкольников. 3. Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников..

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне.

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Урень Нижегородской области Методическая разработка.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Желая воспитать экологически грамотного человека, мы часто упускаем время,.

Статья «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Одной из главных проблем современного мира является экологическая проблема.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Игры экологического воспитания дошкольников Экологическое воспитание и образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать.

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время одной из приоритетных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в жизни ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2018 в 14:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание в жизни ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Викторовна Гоменюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД