Оксана Костина
Взаимодействие с семьями воспитанников группы раннего возраста в вопросах безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от различного рода опасностей. Развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленных целей без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников группы раннего возраста в вопросах безопасности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателю. Не понимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия становятся равноправными, равноценными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться проблемой, не опасаясь осуждения.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, сформировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в садике.
Можно выделить еще традиционные и нетрадиционныеформы работы с родителями. К традиционнымформам относятся: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, конференции,консультации. К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: дни открытых дверей, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, кружки, КВН, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, соревнования, оформление групп, благоустройство д/сада.
Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка. Это интерактивные формы взаимодействия с семьей.
[Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).] Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. К интерактивным формам взаимодействия относятся : семейные клубы, тематические акции, дискуссия (круглый стол, симпозиум, дебаты, дистанционный родительский клуб, родительская почта, семинары-практикумы для родителей, вечера вопросов и ответов и др.
Активное вовлечение родителей детей раннего возраста в процесс познания и освоения навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.
Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, я использую различные формы работы:
- индивидуальные беседы, консультации;
- проведение тематических родительских собраний с использованием нетрадиционных форм;
- анкетирование;
- приглашение родителей на встречу по теме «Безопасность»;
- представление опыта семейного воспитания по данной теме в виде совместных проектов;
- приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах и в быту;
- проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
- информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;
- участие в конкурсах;
- оперативная информация о состоянии детского травматизма для родителей;
- информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей;
- выставки совместных работ.
Как было уже сказано выше, родители должны принимать активное участие в обучении детей правилам безопасного поведения. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей раннего возраста.