Галина Никулкина
Консультация «Выбор друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Выбор друзей
Составитель: Никулкина Г. В.
С кем и почему общаются наши дети? В каком возрасте начинают дружить? Почему они то дерутся, то смеются, то становятся не «разлей вода»?
Этапы общения
Общение малышей от 1 года до 3 лет совершенно не похожее на общение взрослых. Они по –другому ведут себя, смотрят друг на друга….Их поведение нам, взрослым кажется не вполне адекватным: много эмоций, много хохота,веселья, крика, движений. Подобная свобода позволяет ребенку проявить инициативу и оригинальность! Очень важно, что другие дети, быстро и с удовольствием подхватывают эту инициативу и оригинальность! Очень важно,что другие дети быстро и с удовольствием эту инициативу и умножают ее, возвращаяя ее обратно. Например. один закричал, другой закричал и подпрыгнул- и оба хохочут. Эти действия приносят детям радость и эмоции.
Публикация «Консультация „Выбор друзей“» размещена в разделах
В среднем дошкольном возрасте происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. После 4 лет это общение становится актуальным в общении со взрослыми и занимает все большее место в жизни дошкольника. Наряду с потребностью в игре, появляется потребность в признании и уважении сверстника. Но она создает массу проблем в отношениях и становится причиной конфликтов. Ребенок стремиться привлечь внимание других и чутко улавливает отношение к себе. Для ребенка значительно важно собственное действие или высказывание,а инициатива других детей в большинстве случаев не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности развивать диалог, который просто распадается. Дети как бы хвастаются перед друг другом своими умениями, имуществом («У меня бант красный, «Вот какая красивая кукла» и т. д.)Достоинство важно не просто иметь, но и продемонстрировать сверстнику, причем так,чтобы хоть в чем -то его превзойти. Отчего это происходит? Ребенку необходима уверенность в том, что он самый хороший,самый умный, самый любимый. Маме и бабушке уже не надо это доказывать. Но как только ребенок оказывается среди сверстников,истина перестает быть очевидной. И сверстник нужен для того,чтобы было с кем сравнивать, чтобы было кому показывать свое преимущество. Малыши этого возраста видят в других самого себя: отношение к себе и предмет для сравнения. А сам сверстник,его желание,интересы, действия совершенно не важны: они не замечаются. Вернее воспринимается, когда другой начинает мешать («Ре толкайся, дурак!», «Жадина ты противная и т. п.).А ведь друзьям нужно совсем другое! Но похвалить или одобрить оказывается очень трудно. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания,как зависть, ревность. обида,что может в дальнейшем стать источником проблем. Важно притормозить надвигающийся вал зависти, ревности и хвастовства. Это можно сделать через совместную деятельность и,прежде всего через игру. Создавая условия и объединяя детей, вы поможете ребенку избавиться от будущих личностных проблем. Что может сделать взрослый,чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?
Эффективным является путь,при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает внимание к качествам друг друга: демонстрирует достоинства, ласково называет по имени, хвалит партнера предлагает повторить действия…Тогда возрастает интерес друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает открыть ровесника и увидеть такое же существо,как он сам. Хорошим средством являются хороводные игры,в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие предметов и соревновательного начала, общность действий и переживаний создают атмосферу единства и близости, что благоприятно влияет на развитие межличностных отношений.
С чего начинается дружба?
К 6-7 годам значительно возрастает доброжелательность к ровесникам и способность к взаимопомощи. Конечно конкурентное начало сохраняется на всю жизнь. Однако,наряду с этим,в общении постепенно обнаруживается умение видеть в партнере его желания, предпочтения,настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе,но и общаются с вопросами к товарищу. У детей возникает желание помочь сверстнику,подарить что-нибудь или уступить в чем-то. Значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно,что и как делает другой ребенок просто так,потому что этот другой становится интересен сам по себе. Если 4-5 летние дети охотно, вслед за взрослыми, осуждают действия сверстника, то 6-летние,напротив могут объединяться с товарищем в противостоянии взрослому,защищать и оправдывать его. Многие дети уже способны сопереживать как успехам,так и неудачам ровесника. Они понимают и могут объяснить свои поступки («Я согласилась играть,потому что Катя любит кубики») Важно,что дети думают не только о том,как помочь своему товарищу,но и его настроениях,желаниях, они искренне хотят доставить другому радость и удовольствие. С такого внимания к другому человеку и начинается дружба. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми,появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение друзьям. Вопрос: «С кем ты дружишь?» становиться обычным и почти обязательным. Так же как и фразы : «Я с тобой больше не дружу»….