Марина Бендер
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальны проблемы связанные с нравственно-патриотическим воспитанием и приобретают чрезвычайную значимость. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено.
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Воспитание у детей любви к своему Отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.
Проблема патриотического воспитания становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество.
Все мы знаем, что патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего, в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей поставила следующие задачи:
- Прививать чувство любви и привязанности к своей семье, своему дому, селу, формировать понятие малой Родины.
- Расширять географические представления о России.
- Формировать бережное отношение к природе, ко всему живому.
- Развивать интерес к народному творчеству, искусству, воспитывать уважение к культуре других народов.
- Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Для решения этих задач в группе создана предметно-развивающая среда, которая обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Работу проводила по направлениям: моя Родина, моя семья, мой детский сад, моё село и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
Работа велась во всех видах детской деятельности. Так как воспроизводя, разные предметы или явления – в рисунках, в лепке или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине, о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном селе.
С детьми были проведены циклы занятий: «Моя семья», «Родная страна, нет тебя дороже», «Моё село – Арзгир» «Мои папа» «Славим женщину – мать» и т. д.
В течении учебного года подготовила дидактические игры по патриотическому воспитанию : «Военные профессии», «Собери флаг», «Птицы нашего края», «Что нужно военному», «Назови рода войск», «Достопримечательности с. Арзгир», «Путешествие по Москве», так же были оформлены крупномасштабные макеты: «Мой детский сад», «Пешеходная зона Арзгира. Центр». В группе проходил проект: «Моё любимое село Арзгир».
В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления.
Родителям были предложены консультации: «Как вырастить защитника», «Игры наших бабушек», «Воспитаем детей патриотами», предложена папка - передвижка «Как воспитать маленького патриота». Совместно с родителями были оформлены альбомы: «Моя семья», «Село Арзгир» и другие. Также родители активно участвовали в конкурсах (районных и детского сада) в изготовлении поделок и рисунков на темы: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Светлая пасха», «День Победы» (Подарок ветерану) и т. д., в которых занимали призовые места. Были оформлены стенгазеты к Дню матери, 23 февраля, 8 марта и Дню Победы; участвовали в акциях «Новогоднее окно», «Окно Победы».
Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Итогом данной работы было проведено анкетирование родителей, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию в семье. В результате подведение итогов по анкетам были сделаны выводы: большинство родителей уделяют время и рассказывают детям о малой родине, о России, читают книги о войне, о героях, посещают достопримечательности нашего села и культурно-досуговые места: «Музей с. Арзгир», «Детскую библиотеку» и т. д.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Воспитатель : Бендер М. Ю.