Приложение МААМ

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

Сетдекова Эльвира Ринатовна
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Тема нравственного воспитания детей дошкольного возраста является актуальной в нынешнее время. Ведь именно в руках подрастающего поколения находится наше будущее. В мире очень много зла, жестокого обращения к людям и к братьям нашим меньшим. Нужно прививать детям такие важные нравственные качества, как добро, милосердие, сочувствие, готовность прийти на помощь, человечность и т. д. Именно детская художественная литература, обладающая огромным воспитательным потенциалом, закладывает основные нравственные качества.

Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы» размещена в разделах

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, которая способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Психологи считают, что именно в дошкольном возрасте дети подвержены воспитанию, они верят в то, что им говорят и чему их учат и поэтому на данном этапе воспитателям и родителям следует уделять большое внимание нравственному воспитанию. Детская художественная литература оказывает большое влияние на эмоциональное состояние ребенка и на его нравственное воспитание, вызывая у него много различных чувств. «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» – В. Г. Белинский. Книга – это открытие мира. В детские годы она играет важную роль в их воспитании. Благодаря книге они познают нравственность, учатся различать добро и зло.

На этапе формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, воспитатель должен проследить, чтобы воспитанники опирались на хороший пример, который показывают герои рассказов и сказок, стихотворений и басен. Анализируя художественную литературу, ребенок должен подумать над действиями и поступками героев произведений и понять, кто поступает правильно, а кто нет.

Дети очень часто перенимают на себя характер положительных героев. Они хотят соответствовать им, совершать хорошие поступки, помогать другим. Но нельзя утверждать, что только хорошие примеры влияют на детей положительно. Отрицательные герои также имеют большое значение в детской художественной литературе. Можно подумать, что они оказывают плохое влияние на детей, заставляя их подражать. Но на самом же деле они действуют положительно, потому что детям не нравятся злодеи. Они хотят быть лучше, хотят бороться со злом. Французский писатель Шарль Перро говорил: «Как бы ни были причудливы и фантастичны различные эпизоды сказок, несомненно, все они возбуждают в детях желание походить на тех, которые достигают счастья, и вместе с тем боязнь навлечь на себя несчастья, какие настигают злых за их пороки».

Литература обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Когда дети читают и вникают в суть прочитанного, они как будто становятся героями этого произведения. Литература развивает такие важные гуманные качества личности, как: сострадание, сопереживание, доброжелательность, человечность и т. д.

Художественная литература помогает развить нравственные качества, главное чтобы воспитатель смог правильно выстроить работу знакомства детей с произведением. У дошкольников все впечатления яркие и довольно значимые. Поэтому книга, которую им прочитали, производит сильное впечатление и на долгое время остается в памяти. Но все не так просто. Читать нужно так, чтобы понимать всю суть прочитанного. Главная задача воспитателя – заинтересовать детей, сделать так, чтобы им хотелось прочитать то или иное произведение, замотивировать их. Если у него получится это сделать, то дети, захотят вновь перечитать данное произведение, возможно даже не один раз, главное чтобы родители помогали им в этом. Благодаря художественной литературе и педагогическому мастерству воспитателя, даже недостаточно развитые нравственные чувства некоторых школьников, могут расти и развиваться. В этом и заключается особая воспитательная сила художественного произведения. Она находится в действиях и поступках героев произведений, которые дети могут переносить на свои действия, а также давать им оценку.

Советский психолог Б. М. Теплов считает, что художественное слово охватывает всю познавательную сферу человека. Туда входят память, внимание, мышление, воображение и чувства. Оно способствует развитию мировоззрения человека. Дети мечтают и представляют себя в образе главных героев, тем самым у них развивается фантазия. С раннего возраста нужно привить детям любовь к чтению. Объяснить, что чтение полезно, ведь оно расширяет кругозор и благодаря ему пополняется словарный запас.

Хотелось бы начать рассмотрение жанров детской литературы со сказки. Сказка – эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Она играет важную роль, как в умственном, так и в нравственном развитии. Своим содержанием сказка завлекает детей, возбуждает воображение, фантазию и дает ему представления о морали, справедливости, необходимости бороться со злом.

Очень важно не забывать про воспитательную и развивающую роль загадок, потешек, пословиц и поговорок. Они представлены в образной поэтической форме и отражают различные явления природы и окружающей действительности. Это помогает детям по-другому смотреть на обычные вещи, учит их наблюдательности, побуждает к поэтическому восприятию многокрасочности образности мира.

Рассказы, являются одним из распространенных жанров детской литературы. Существует очень много поучительных рассказов для младших школьников. Это рассказы В. А. Сухомлинского «Бабушка отдыхает», «Камень», «Почему плачет синичка?» и т. д. Также сюда можно отнести рассказы В. А. Осеева «Просто старушка», «До первого дождя». Таких рассказов много и перечислять их можно долго.

При выборе литературных произведений воспитатель должен проследить, чтобы выбранная литература соответствовала психическому и умственному развитию. Также ему следует помнить о том, что литературное произведение должно нести не только познавательные, но и нравственные функции. Воспитателем должна производиться непрерывная работа знакомства детей с детской художественной литературой.

Заключение

Подводя итоги, хочется сказать о том, что детская художественная литература действительно обладает великими воспитательными возможностями. Благодаря правильно подобранной литературе ребенок развивается всесторонне. У него развиваются не только нравственные качества, но и познавательные способности. У детей пополняется словарный запас и расширяется кругозор. Главная задача воспитателя дать понять воспитанникам, что книга играет большую роль в жизни людей.

Список использованных источников:

1. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольникаМ. ,1985

2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 2005 №6.

3. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика: Курс лекций. - Спб., 2010.

4. Тихомирова, И. И. Формирование духовных ориентиров подрастающего поколения: воспитательный потенциал художественной литературы / И. И Тихомирова // Духовные горизонты детства : материалы XVII Междунар. конф. "Ребенок в современ. мире. Духов. горизонты детства",21–23 апр. 2010 г. / Юнеско, М-во образования и науки РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Северо-Запад. отд-ние РАО, Ком. по образованию и науке Гос. Думы РФ, Ком. по науке и высш. шк. админ. С. – Петербурга, Петров. акад. наук и искусств. ; [гл. ред. К. В. Султанов]. – СПб. ,2010. – С. 215–222.

5. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с. 24-29.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
Опубликовано: 17 октября 2024 в 00:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Сетдекова Эльвира Ринатовна (УИ 2864887) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД