Наталья Губанова
Внедрение современных педагогических технологий в изучении общеобразовательной дисциплины «Астрономия»
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение современных педагогических технологий в изучении общеобразовательной дисциплины «Астрономия».
Губанова Наталья Александровна
ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»
Как говорил президент Российской Федерации В. В. Путин: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни». Поэтому преподаватель должен быть тем, кто не боится меняться, осваивать новое, хочет овладеть самыми современными цифровыми инструментами и технологиями и завтра войти в аудиторию уже новым, цифровым преподавателем!
Публикация «Внедрение современных педагогических технологий в изучении общеобразовательной дисциплины „Астрономия“» размещена в разделах
В своей деятельности я применяю несколько современных педагогических технологий для проведения нетрадиционных уроков по общеобразовательной дисциплине «Астрономия». Это ИКТ – технологии, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, кейс - технологии, метод проектов, здоровьесберегающие технологии, технология интерактивного обучения и развивающие технологии. Целью является повышение качества образования в системе среднего профессионального образования и развития профессионально-мобильной, социально-адаптивной, гражданско-активной личности. Результатом методики преподавания общеобразовательной дисциплины «Астрономия» с учетом профессиональной направленности является конкурентноспособный специалист высокого уровня.
Содержание общеобразовательной дисциплины Астрономия направлено на достижение всех личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, регламентируемых требованиям ФГОС СОО.
Достижение результатов осуществляется на основе интеграции деятельностного и компетентностного подходов в изучении астрономии, которая обеспечивает формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законов природы небесных тел и Вселенной в целом; сформированность представлений об астрономической картине мира; конкретизация содержания предметных тем.
Уроки астрономии — самые любимые, ведь любоваться красотой звёздного неба любят все дети. Сколько загадок таится в его бесконечной глубине! Современные IT- технологии помогают преподавателю более качественно, наглядно, интересно провести урок. Я ставлю перед собой следующие задачи:
- сформировать у обучающихся понимание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно - научной картины мира;
- сформировать знания о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- сформировать умения объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыков практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени.
Хочу привести пример одного из нетрадиционных уроков на тему «Полет в глубины космоса». Студентам предлагалось вспомнить и закрепить основные понятия и законы, решить астрономические задачи, ответить на вопросы космической викторины.
В группе сформировали 3 команды, назначили капитанов. Команды придумали названия своих космических кораблей и девизы. Было дано задание на поиск в интернете данных о знаменитых мыслителей, ученых в области астрономии, причем каждой команде свой период в развитии истории человеческого общества (Древний мир, Средние века и Современный мир). Создав презентации каждого периода, участники защищали свои мини-проекты.
Так же мною было предложено создание плакатов на темы: «Солнечная система», «Человек как часть Вселенной», «Астрономия сегодня». Ребята с удовольствием сделали эту работу дома и к началу урока украсили кабинет.
Я предложила ребятам скачать приложение Star Walk 2 на мобильные телефоны. Star Walk 2 — это интерактивный планетарий. Эта программа помогает изучать звёзды и созвездия, составлять звёздный атлас космоса. Кроме того, она предназначена для отслеживания звёзд, созвездий, планет, спутников и других небесных тел на карте звёздного неба. Благодаря этой программе, студенты нашли на звездной карте эклиптику и проследили по каким созвездиям она проходит. Ребята вкратце рассказали мифы о происхождении названий созвездий. Они так же определили положение Солнца на эклиптике, узнали его характеристики.
Обучающимся были розданы таблицы «Наиболее яркие звезды, видимые на территории России». По ним ребята определили, какие звезды имеют отрицательную звездную величину, нулевую и положительную. Нашли названия самых ярких звезд созвездий в каждой категории, вычислили их температуру в градусах Цельсия (была в Кельвинах, и расстояния в километрах (была в Парсеках). Тут же нашли эти звезды в приложение Star Walk 2 на мобильных телефонах и проверили правильность своих вычислений.
Затем, пользуясь информацией из «Школьного астрономического календаря», нашли ответы на такие вопросы как: сколько полных лунных затмений будет в 2022 году и даты, сколько комет мы можем наблюдать в 2022 году, и, какие звезды будут видны наиболее ярко на небосклоне.
В заключении, была представлена презентация, где с помощью гиперссылок, открывались вопросы, и после ответа обучающегося - правильные ответы. В этом конкурсе капитаны «кораблей» отвечали на вопросы космической викторины. Как всегда победила дружба. Урок прошел интересно, живо, познавательно. Все остались довольны собой и своими результатами. Была проделана большая работа, но все, без исключения, с ней справились.
В завершении урока преподаватель попросила ребят оценить свою работу на уроке.
Мною замечено, что усвоение обучающимися знаний и формирование у них соответствующих умений определяется характером познавательной деятельности, которая осуществляется обучающимися в ходе учебно-воспитательного процесса. При этом стимулирование познавательной деятельности обучающихся возможно тремя способами: при помощи содержания учебного материала, в ходе организации учебной деятельности и на основе отношений, которые складываются в учебном процессе между учениками и учителем.
Собственный опыт работы в техникуме, а также анализ опыта преподавания астрономии другими преподавателями показывают, что при изучении данного предмета стимулирование интереса и познавательной активности студентов целесообразно осуществлять на основе использования историко-научных материалов о развитии астрономии, а также особой организации и методики проведения астрономических наблюдений, предусмотренных программой. Важно учитывать профессиональную направленность - связь между дисциплиной и специальностью, получаемой студентами. Все направления учебно-воспитательной работы можно объединить в единую методическую систему преподавания астрономии, обеспечивающую повышение интереса учащихся к астрономии, их познавательной активности и формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
Литература и интернет источники:
1. https://brodude.ru/kak-otkryt-dlya-sebya-mir-zvyozd-i-nebesnyh-tel-obzor-prilozheniya-star-walk-2/
2. https://nauka.club/podsovet/metody-obucheniya.html
3. https://images.astronet.ru/pubd/2021/07/06/0001747860/ak_2022_2.pdf