Юлия Ишутина
Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. [1] С самого рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому мы считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показывать малышу нравственную суть поступков.
Публикация «Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Работая с детьми 2 -3 го года жизни, мы обратили внимание, на то, что дети очень часто не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками. Так как считаем, что русское народное творчество прочно входит в быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. [4]
Целью своей работы считаем изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
При планировании работы мы определили следующие задачи и пути их реализации:
• Формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков сказочных героев;
• Развитие способности оценивать свои поступки на основе анализа поведения литературных героев, обогащение, расширения и активизации словарного запаса младших дошкольников;
• Развитие умения использовать правила нравственного поведения в повседневной жизни, т. е. создавать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений, воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
В первой младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных моральных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям
В своей работе мы используем, оценку поступка общим эмоциональным отношением к героям из сказки (положительным или отрицательным, необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».
Так в своей работе используем мини-беседы, например, после чтения русской народной сказки «Репка» можно предложить детям ответить на вопрос: «Почему удалось вытащить репку»? («Все дружно тянули репку; не ссорились», а в заключение беседы подвести детей к пониманию правила : «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно».
Чтения русских народных сказок, таких как: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» подводит детей к тому, что очень важно заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и в семье. Например, нарисовать рисунок для папы на день рождения, бабушке – помочь найти очки, помочь маме помыть посуду, полить цветы и т. п.
Некоторые русские народные сказки несут в себе значение нескольких нравственных понятий. Например, беседуя с детьми по содержанию русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», разбираем значение таких понятий, как «честность – нечестность» – «Честно ли поступила Лисичка?», «Как лиса вела себя, когда просилась переночевать?», «А когда требовала что-то отдать, как вела себя?». Таким образом, дети учатся распознавать отрицательные и положительные эмоции.
В своей работе мы используем игры – драматизации, в т. ч. и по сказкам. Используем различные виды театров, такие как перчаточные, деревянный театр, пальчиковый театр, масочный театр. С помощью таких игр у детей развивается артистизм, уверенность в своих силах, речевая активность, расширяется словарный запас. Например, русская народная сказка «Репка» очень образно и наглядно показывает что «Хорошо, когда все живут дружно и помогают друг другу. Будем и мы жить дружно».
Так же русские народные сказки помогает развивать и активизировать речь детей 2 -3 лет с помощью усвоению вежливых форм общения. Способствуют такие игровые задания: «Пожалей зайку» (когда его лисичка выгнала из избушки, используя игрушки из деревянного или пальчикового театра, или игрушки - зайки, «Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая мяч друг другу, поздороваться с колобком или сказать ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный». Так же происходит обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из русских народных сказок, отражается и в реальной жизни, особенно в коллективных играх. Например, таких как: «Больница», «Стройка», «Дочки – матери», «Детский сад» и др. Удовольствие и радость от совместных игр способствует формированию элементов поведения в детском коллективе.
Таким образом, русские народные сказки являются важными воспитательными средствами, которые в течении столетий выработанные и проверенные народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и русская народная сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно присутствовать в жизни каждого маленького человека.
Литература:
1. https://festival.1september.ru/articles/587992/ И. О. Ростовцева
Статья «Сказка и формирование моральных качеств у дошкольников»
2. https://ds_7_anna.a2b2.ru/section/4966/item/20977
О. В. Тимофеева статья «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок»
3. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/8960.html
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А. М. Виноградовой. М., 1991