Получи документы

Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества

Юлия Ишутина
Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества

Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. [1] С самого рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому мы считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показывать малышу нравственную суть поступков.

Публикация «Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества» размещена в разделах

Работая с детьми 2 -3 го года жизни, мы обратили внимание, на то, что дети очень часто не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками. Так как считаем, что русское народное творчество прочно входит в быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. [4]

Целью своей работы считаем изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

При планировании работы мы определили следующие задачи и пути их реализации:

• Формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков сказочных героев;

• Развитие способности оценивать свои поступки на основе анализа поведения литературных героев, обогащение, расширения и активизации словарного запаса младших дошкольников;

• Развитие умения использовать правила нравственного поведения в повседневной жизни, т. е. создавать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений, воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

В первой младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных моральных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям

В своей работе мы используем, оценку поступка общим эмоциональным отношением к героям из сказки (положительным или отрицательным, необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».

Так в своей работе используем мини-беседы, например, после чтения русской народной сказки «Репка» можно предложить детям ответить на вопрос: «Почему удалось вытащить репку»? («Все дружно тянули репку; не ссорились», а в заключение беседы подвести детей к пониманию правила : «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно».

Чтения русских народных сказок, таких как: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» подводит детей к тому, что очень важно заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и в семье. Например, нарисовать рисунок для папы на день рождения, бабушке – помочь найти очки, помочь маме помыть посуду, полить цветы и т. п.

Некоторые русские народные сказки несут в себе значение нескольких нравственных понятий. Например, беседуя с детьми по содержанию русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», разбираем значение таких понятий, как «честность – нечестность»«Честно ли поступила Лисичка?», «Как лиса вела себя, когда просилась переночевать?», «А когда требовала что-то отдать, как вела себя?». Таким образом, дети учатся распознавать отрицательные и положительные эмоции.

В своей работе мы используем игры – драматизации, в т. ч. и по сказкам. Используем различные виды театров, такие как перчаточные, деревянный театр, пальчиковый театр, масочный театр. С помощью таких игр у детей развивается артистизм, уверенность в своих силах, речевая активность, расширяется словарный запас. Например, русская народная сказка «Репка» очень образно и наглядно показывает что «Хорошо, когда все живут дружно и помогают друг другу. Будем и мы жить дружно».

Так же русские народные сказки помогает развивать и активизировать речь детей 2 -3 лет с помощью усвоению вежливых форм общения. Способствуют такие игровые задания: «Пожалей зайку» (когда его лисичка выгнала из избушки, используя игрушки из деревянного или пальчикового театра, или игрушки - зайки, «Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая мяч друг другу, поздороваться с колобком или сказать ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный». Так же происходит обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из русских народных сказок, отражается и в реальной жизни, особенно в коллективных играх. Например, таких как: «Больница», «Стройка», «Дочки – матери», «Детский сад» и др. Удовольствие и радость от совместных игр способствует формированию элементов поведения в детском коллективе.

Таким образом, русские народные сказки являются важными воспитательными средствами, которые в течении столетий выработанные и проверенные народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и русская народная сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно присутствовать в жизни каждого маленького человека.

Литература:

1. https://festival.1september.ru/articles/587992/ И. О. Ростовцева

Статья «Сказка и формирование моральных качеств у дошкольников»

2. https://ds_7_anna.a2b2.ru/section/4966/item/20977

О. В. Тимофеева статья «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок»

3. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/8960.html

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А. М. Виноградовой. М., 1991

Публикации по теме:

Развитие речи у детей первой младшей группы посредством устного народного творчества Цель проекта:•разработать систему работы по развитию речи у детей двух-трёх лет. Задачи проекта:•использовать методы и средства побуждающие.

Роль русского народного творчества в музыкальном развитии и становлении личности детей 1. Адрес опыта педагога: Бакалова Наталия Николаевна музыкальный руководитель МДОУ ЦРР детского сада № 2 «Ромашка». 2. Тема опыта: «Роль.

Фотоотчет «Уголок русского народного прикладного творчества»Фотоотчет «Уголок русского народного прикладного творчества» При осуществлении проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Патриотическое воспитание посредством устного народного творчестваПатриотическое воспитание посредством устного народного творчества Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Проект «Богатство русского народного творчества» Проект для средней группы «Богатство русского народного творчества» Тип проекта: познавательно - патриотический, творческий, краткосрочный,.

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей в проекте.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Творческий проект «Неделя русского народного творчества» Видео «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и.

Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста «Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве» /В. Сухомлинский/ Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 19:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД